На улице пусть неуверенно, но начинается весна. Снега накопилось достаточно, весенняя погода задерживается, а значит, когда начнется резкое таяние, опять будет большое половодье (что, собственно, и подтверждают прогнозы МЧС), и мне снова придется провести весь конец апреля — начало мая на реке. Так что сейчас самое время выложить прошлогодние фотографии этого времени.
В прошлом году высокая вода Вятки промывала пойменные озера рядом с отстойниками Кирово-Чепецкого химзавода, и выносила оттуда воды с высоким содержанием аммонийного азота, аккурат к кировскому водозабору. Для мониторинга всей этой ситуации я во время половодья отбирал пробы воды в запланированных точках, чуть ли не каждый день плавая на катерах спасателей вверх по Вятке.
Но этот пост не о ситуации с накопившимися с советских времен отходах химзавода, а о фотографиях и наблюдениях, сделанных за время половодья на Вятке и залитых талыми водами её берегах и пойменных озерах.
Из-за большого количества фотографий пришлось разбить на серию постов, вот ссылки на них:
- Половодье 2012: начало
- Половодье 2012: птицы и звери разлившейся Вятки
- Половодье 2012: черный коршун
- Половодье 2012: плывущий ужик
- Половодье 2012: гусиная верность
- Половодье 2012: кошки спасателей
Ниже общий рассказ о половодье и фото различных пейзажей, тематическая живность — по ссылкам выше.
Для начала небольшой сюжет местного чепецкого канала АКТВ с моим участием. Как обычно, журналисты весьма странно порезали фразы, отчего иногда теряется изначальный смысл.
Здесь собраны фотографии, охватывающие довольно длительный период — с конца апреля по середину мая. Какие-то выезды были сделаны в рабочие дни, какие-то в праздничные. Мне посчастливилось плавать с кировским ГИМС, спасателями МЧС и с чепецкими спасателями.
В самый пик половодья (в майские праздники) приходилось вставать в 5-6 утра, спасатели заезжали за мной на своей специально оборудованной «буханке», и мы ехали на лодочную станцию, где по-быстрому готовили лодку, облачались в спасательные жилеты и отправлялись вверх по течению к чепецким пойменным озёрам. Отбирали пробы в заранее обозначенных точках и отвозили их в лабораторию либо природоохранного центра либо водозабора, чтобы их успели проанализировать до конца рабочего дня.
На этом фото мы уже возвращаемся на базу:
Пусть вас не смущает тёплая одежда спасателей (почти скафандры) и моя дубленка на видео. В то время, как в городе светит солнце, а девушки ходят в юбках, на реке ОЧЕНЬ холодно. Мало того, что за ночь над водой скапливается холодный воздух, при быстром движении лодки благодаря ветро-холодовому индексу становится еще холодней. Я был в зимней кожаной дубленке, кожаных меховых перчатках, теплой шапке и капюшоне, и все равно каждый контакт рук с водой вызывал оторопь, и возвращался я часто замерзший, как цуцык.
За время путешествий уровень воды значительно менялся. Например, в месте впадения реки Елховки в озеро Просное есть таблички о запрете питья воды и купания. Если в начале подъёма воды она выглядела так:
То через некоторое время она еле-еле виднелась над водой:
После того, как уровень воды упал, висящая на деревьях прошлогодняя трава и прочий мусор еще долго показывали уровень подъёма воды:
Одна из ключевых точек — измерительный лоток, где вода из озера Просного попадает в реку Просница, летом представляет собой довольно крупное бетонное сооружение. В пик половодья он мало того, что полностью скрыт под водой, мне не удавалось нащупать его батометром с почти двухметровой веревкой. По этой причине в некоторых местах приходилось передвигаться очень осторожно, включив мотор на самый малый ход, а то и вообще на вёслах, чтобы не налететь на бетонные столбики отметок кабелей или какой топляк (как на снимке ниже).
След от нашей моторной лодки:
Одна из моторок, на которой отбирал пробы. Вроде бы ГИМС принадлежит.
Несколько видов озера Просного:
Один раз случилось, что лодочный мотор заглох прямо посреди озера, когда в любую сторону до ближайшей суши были десятки и сотни метров воды. Вероятно, произошло это из-за того, что на винт моталась прошлогодняя трава, и намертво закупорила отверстия забора воды для охлаждения двигателя. Некоторые участки проходили на веслах, чтобы не налететь на что-нибудь твердое.
За этими кустами квакали лягушки, как удалось разглядеть, не зеленого, а ярко-синего цвета. Сначала подумал, что мне показалось из-за бликов воды или яркого солнца. Жаль, не удалось сделать качественную их фотографию. Как выяснилось позже, для многих видов лягушки такая смена окраски в брачный период — распространенное явление.
Пару раз на горизонте виднелись рыбаки на резиновых лодках, которые, заслышав шум лодочного мотора, старались быстро исчезнуть из поля зрения.
Одним из ориентиров, сопровождавшим нас все время, были трубы Кирово-Чепецкого химзавода:
Тут я, конечно, излишне гипертрофированно обработал их в HDR, но так и было задумано.
Другим ориентиром, позволяющим не затеряться среди кустов на заливных лугах, был этот стриженый «под африканскую акацию» тополь на противоположном высоком берегу Вятки.
В тех местах, где сливались воды разлившейся сверх меры Вятки и впадающих в нее речек, была четка видна граница смешивания вод:
Выплываем на Вятку, полюбуемся её пейзажами:
Сосновый бор на берегу у дома отдыха «Боровица»
Коттеджи на берегах Вятки:
Затон Нововятского ЛПК, куда доставлялись плоты леса (недалеко от него мы встретили гуся, уводившего нас от раненой гусыни):
Подмытый или принесенный весенними водами бревенчатый сруб:
Утро, штиль.
Так выглядит Кировский водозабор в Корчёмкино со стороны реки. В некоторые дни мы приставали прямо к берегу, и я относил корзину с пробами по этой длинной дороге в гору вверх, в лабораторию.
Время высокой воды старается по-максимуму использовать речной транспорт, и доставить крупные грузы и суда вверх и вниз по реке. Встречался катер, тащивший какой-то понтон:
Видел буксировку огромного земснаряда:
Даже сами города с реки выглядят совсем по-другому, не так, как мы представляем их себе.
Чепецк, Всехсвятская церковь
Киров заметен с реки большим количеством строящихся зданий и подъёмных кранов.
Строящийся жилой комплекс «Солнечный берег»:
Еще одна большая стройка
Вересники и скелет первого кировского небоскреба — «Престиж-хауз» на заднем плане.
Приближаемся к набережной, уже виден старый мост
Здесь тоже много достопримечательностей
Колокольня Спасского собора и начало набережной Грина с Вечным огнём.
Разлив реки — это то время года, когда поставленный на прикол за пляжем «Титаник» может вспомнить свою молодость и снова почувствовать себя если не на плаву, то, по крайней мере, ощутить плещущиеся под дном волны.
На другом берегу высоко стоит башня телевышки
Проплываем мимо красиво отражающегося в воде Трифонова монастыря
Панорама набережной Грина
Дома рядом с Вечным огнём и очищенный от деревьев склон берега
Церковь Преображения и закованная в леса реставрируемая колокольня
Панорама старинных зданий на улице Пристанской, где раньше располагался речной порт
Поближе здание, переоборудованное в офисный центр
Еще одно старое здание, уже за мостом. Не в нем ли была льнопрядильная фабрика?
Дальше прибываем на лодочную станцию, швартуем лодку, выгружаем из нее все на берег, на сегодня заплыв окончен.
Следующая часть — Птицы и звери разлившейся Вятки.