Сегодня я участвовал в очередном рейде ГИБДД по выявлению коптящих автобусов. В этот раз приехали также журналисты и телевизионщики. Так как я уже не первый раз непосредственно произвожу измерения дымности выхлопных газов дизелей автобусов, расскажу, как все это происходит.
Многим в городе не нравится, когда отъезжающий от остановки автобус газуя, выпускает огромное облако чёрного вонючего дыма, даже собирали подписи под петицией. Мало того, что это неприятно и неэстетично, это еще и вредно для здоровья. Большое выделение копоти говорит о неправильной работе двигателя и неполном сгорании топлива. При этом, кроме непосредственно сажи, образуется ещё целый спектр различных вредных веществ, немалая часть которых ядовиты и канцерогенны.
Это был не первый и не последний выезд, просто в этот раз набежало много журналистов. Один из результатов их работы — репортаж 9 канала (СТС) вы, наверное, уже посмотрели в шапке записи, другой — фрагмент выпуска службы новостей «Город» смотрите ниже:
А вот как это снималось — телевизионщики обступили меня со всех сторон и каждый пытался что-то спросить:
Владельцы легковых автомобилей с бензиновым двигателем знакомы с замерами угарного газа (CO) в тракте для выхлопных газов. У автобусов же, оборудованных дизельными двигателями, согласно ГОСТ Р 52160-2003, контролируется дымность исходящих газов (упрощённо говоря, количество сажи). Делается это при помощи портативного дымомера МЕТА-01МП 0.1.
Как и любой прибор, использующийся для целей контроля, он должен быть внесён в государственный реестр средств измерений и иметь соответствующее свидетельство. У этого дымомера оно тоже имеется.
В упрощённом виде принцип работы прибора элементарен: измеряется ослабление светового потока на определённом участке трубки, через которую проходят отработанные газы дизельного двигателя автобуса. Результат выдаётся в виде коэффициента ослабления в процентах, либо в виде коэффициента поглощения в м-1. Полученный результат сравнивается с прописанным в ГОСТе нормативом, при превышении которого транспортное средство признается неисправным и на водителя, либо механика автоколонны налагается штраф.
Вот так выглядит экран дымомера при отображении измеренных значений:
Здесь очень высокие значения, по шкале поглощения даже идёт зашкал. Замеренный автобус явно не соответствует нормативам.
И немного технической информации для интересующихся: измерения идут в режиме свободного ускорения двигателя, перед замерами выхлопной тракт прогретого двигателя прочищается несколькими циклами свободного ускорения («педаль в пол» на несколько секунд). За подробностями — всё в тот же ГОСТ Р 52160—2003.