Очередной рейд с ГИБДД и охота за дымящими автобусами. Как это обычно происходит, я рассказывал в прошлый раз. Из свежих изменений — по новым правилам, введённым в действие этой весной, за такое нарушение (превышение показателя дымности выхлопных газов) положен уже не штраф размером в 500 рублей, а снятие номеров на месте. Во время этого рейда были такие эпизоды.
Облако дыма из выхлопной трубы автобуса появляется, когда у него плохо отрегулирован двигатель, и происходит неполное сгорание топлива. Хотя некоторые водители пытаются оправдывать это некачественным топливом, в образовании облака дыма качество топлива играет небольшую роль. В выхлопных газах дизельных двигателей содержится целый спектр различных загрязняющих веществ. Если в газовой фракции это оксиды углерода, азота и серы, то на саже, летящей из неотрегулированного двигателя сорбировано много токсичных органических веществ. От умеренно токсичных альдегидов (формальдегид, ацетальдегид), до обладающим доказанным канцерогенным действием углеводородов с поликонденсированными ядрами, например бензпирен и производные антрацена. А мы всем этим коктейлем дышим. Всего несколько минут на замерах недалеко от выхлопной трубы подобных «кочегарок» и голос сипнет, а в горле начинает першить. Причем это острое действие, а хроническое постепенно накапливается приводя к целому спектру опасных заболеваний, вплоть до онкологии.
Каким образом автобусы, которые обязаны проходить техосмотр минимум 2 раза в год, выходят на линию с настолько разрегулированным двигателем — мне непонятно. Возможно, новые меры изменят что-то в этой ситуации. Ведь, согласно слухам, перед проведением Универсиады в Казани, оттуда были выгнаны все аварийные ПАЗики и заменены нормальными автобусами. А все полудохлое старое барахло ушло в соседние регионы, в том числе к нам в Киров. При этом современные ПАЗики, производства 2012 года и новее, показывают идеальные цифры по результатам замеров. Как и абсолютное большинство больших автобусов как отечественного, так и китайского производства.
Досадно, что в то время, как сотрудник ГИБДД оформлял протокол на водителя с небольшим нарушением (чуть больше 4 м-1 при максимальной норме 3 м-1), на остановку приехали и успели сбежать две таких коптящих кочегарки, на которых дымомер бы просто зашкалило. Но это не первый и не последний рейд, а серьёзность принимаемых мер (снятие номера до устранения всех нарушений) может заставит местных перевозчиков принять меры по регулировке, а где-то и капитальному ремонту, по сути неисправных двигателей. Знайте, если автобус, отъезжая от остановки, выпускает облако чёрной копоти, то он заведомо не пройдёт такую проверку, и совершенно точно превышает нормы дымности для дизельных двигателей, прописанные в ГОСТ Р 52160-2003.
Bus hunter! Телезвезда!