Этот выходной день мы решили посвятить неспешному походу по интересным местам в окрестностях Кирово-Чепецка. По генштабовской карте, в этих местах должны были встретиться остатки заброшенной узкоколейки, интересный рельеф с возвышенностью 202,7 м от уровня моря (гора Мамониха) и ещё много необычного. Маршрут пролегал по полевым дорогам, лесным просекам, но был короткий, меньше 10 км, потому что с нами путешествовал маленький ребёнок.
Стартовали утром с Кировского автовокзала. Сели специально на Чепецкий экспресс, чтобы не тащиться со всеми остановками. Билет стоил что-то около 70 с небольшим рублей. На фото готовимся к посадке в автобус, Динка сидит в специальном приспособлении для переноски маленьких детей.
В Чепецке идем к местному автовокзалу и покупаем билет на автобус в сторону Просницы до населённого пункта со странным названием Бяково. Стоимость билета уже не помню, но меньше 30 рублей точно. День выходной, направление популярное у садоводов, пришлось всю дорогу ехать прижатым всяческими котомками в тесном ПАЗике.
Деревню Бяково можно считать начальной точкой нашего путешествия. Вот примерный трек похода (при желании можно переключить со спутника в режим карты):
Отправляемся. Вперед ведет красивая полевая грунтовая дорога, петляющая по холмам. Вовсю светит солнце, но перегреться не дает довольно сильный ветер. Впереди Антон с Диной за плечами, Катя с рюкзаком, а сзади я с фотоаппаратами 🙂
Поднимаемся на холм, по дороге встречаем странного мужика, таскающего бревна. Возьмет одно, перетащит метров на 50, возвращается, тащит следующее, и так несколько раз, потом снова заход на следующие 50 метров. Видать, боится оставить их вне поля зрения. В траве летают какие-то птицы, а вокруг красота:
Почему-то вид с высоты всегда кажется более красивым, чем снизу. Небольшая панорама со склона горы Мамонихи:
А если посмотреть на северо-запад, там на горизонте виднеется Чепецк
Чуть ближе, искаженное потоками тёплого воздуха, поднимающегося с полей, на вершине горы стоит непонятное сооружение (для фото использовался объектив с сильным увеличением). Это геодезический триангулятор, использующийся для «пристрелки» теодолита, с точно установленными координатами и высотой. Геодезический знак на картах обозначается треугольником с точкой внутри. На генштабовской карте он тоже отмечен.
Где-то там, за лесами, вдалеке находится конечный пункт нашего похода — станция Бумкомбинат.
Но пока мы пойдем мимо полуразваленных срубов
В сторону вершины горы — побывать здесь, и не посетить вершину было бы глупо. Так ребёнок транспортируется большую часть пути:
А эта лесополоса будет неплохим местом для первого привала — ёлки защитят от ветра, солнце светит прямо на нас, вокруг зеленеет травка, цветет земляника.
Самое время немного перекусить, уже приближается полдень.
Привал окончен, пора отправляться дальше, на штурм вершины горы Мамониха с триангулятором.
Вот здесь, на вершине, за бугорком он и прячется. Не правда ли, фото чем-то напоминает стандартные обои для рабочего стола Windows?
Ещё одна панорама с горы Мамонихи:
А вот и она — вершина, и он — геодезический знак. Кроме него, в кадре спрятались трубы Кирово-Чепецкого химкомбината (слева) и летящая пара журавлей (справа). К сожалению, сменить 50 мм объектив на «дальнобойный» я не успел, и кадр с журавлями крупным планом был упущен. 🙁
Кадр, чтобы оценить масштаб и размеры триангулятора. На вершину его кто-то прицепил тряпку-флаг, сильно истрёпанную ветром.
Вид на Мордор 😀
Урбанистическая панорама Чепецка с горы Мамониха
Среди свежей травы на горе затерялся маленький нежный цветок полевой фиалки (Viola arvensis по-латински)
С посещением вершины горы мы значительно отклонились в сторону от намеченного маршрута. Ещё несколько кадров, и пора спускаться.
Попробуем пройти через эти сады, где-то за ними должна начаться лесная просека. GPS-навигатор с собственными картами в походе — великая вещь!
Пока идем через сады, постепенно все более пустеющие и разваливающиеся, попадается много живности. Бабочка-голубянка
Бабочка-капустница из семейства белянок на цветке одуванчика
Пестрокрыльница изменчивая (лат. Araschnia levana), известная тем, что первое весеннее и второе летнее поколения кардинально различаются по внешнему виду. На фото — весенняя форма. Летом это будет полностью черная бабочка с белыми пятнами, сливающимися в полосу посередине крыла и слабозаметными рыжими полулунными крапинками по краю крыла.
Через некоторое время попадаем в совершенно сказочный мир: идем через много лет как заброшенные садовые участки, границы которых угадываются только по дренажным канавам и развалинам деревянных строений. Того и гляди встретим духов-хранителей этих заброшенных мест.
Попадаются колодцы, остатки теплиц и туалетов, рухнувшие сараи. В других местах это все заросло бы кустами, и было совершенно непроходимо, здесь же вокруг сосновые леса, и местность остается ровной, медленно зарастая молодыми сосенками. А чуть дальше, за сосенками покрупнее взлетела какая-то крупная птица, типа тетерева.
Необычно смотреть на одичавшие садовые растения. Заросли вполне себе культурных цветов, типа нарциссов и тюльпанов местами образуют цветущие полянки.
Но вот сады кончаются, и начинается лесная дорога. Какая же красота в сосновом лесу, а какой умопомрачительный запах! Дальше путь наш так и идет: сосновый лес, прогалина с заброшенными и не очень садовыми участками, снова большой участок леса и снова брошенные сады.
В лесу цветёт селезеночник, который я уже показывал как-то.
Радуется весне, выпустив маленькие белые цветочки кислица обыкновенная (лат. Oxalis acetosella), она же заячья капуста.
Неплохой кадр получился с цветком Звездчатки жестколистной (лат. Stellaria holostea) — красивый белый цветок со сдвоенными лепестками на загадочном тёмно-зелёном фоне.
На краю дорожки, в песке, роет себе норку земляная пчела. Вероятно, это Андрена серая / Andrena vaga Panzer. Она выроет наклонный ход и несколько боковых ответвлений-камер, каждую из них заполнит ярко-жёлтым медовым тестом из пыльцы и нектара, на поверхность которого отложит яйцо. Чтобы вылупившаяся личинка была защищена от внешней враждебной среды и имела достаточный запас пищи для роста и развития.
И снова бабочка-капустница.
На согретых солнцем полянках в сосновом лесу цветут светло-фиолетовые дикие фиалки
и чина весенняя (Lathyrus vernus)
На краю частично высохшей лужи сидит бабочка-малинница, или голубянка малинная (лат. Callophrys rubi). Эта бабочка имеет очень необычную окраску крыльев — зелёную с металлическим отливом, что позволяет легко отличить малинницу от других видов бабочек. В то же время, верхняя часть крыльев у нее серо-коричневая.
Но вот начинается обычная лесная дорога-просека через настоящий лес, уже не такой светлый и прозрачный. Да и солнце часто прячется за тучами, пугая дождем. Проходим мимо обозначенной на карте узкоколейки. Все, что от нее осталось — эта просека с заросшей насыпью.
Но вот мы пересекаем какой-то небольшой ручей с болотного цвета водой, наверняка богатой солями железа. Если верить карте, это ручей Фетисовка. Здесь мы и расположимся на привал. Солнце спряталось, повылазили комары. А в сырой траве по краям дороги, наверняка полно клещей.
На опушке леса у дороги цветут небольшие кустики — так цветёт волчье лыко (лат. Daphne mezereum) — весьма ядовитое растение. Причем ядовиты у него не только ягоды, но и кора, и сок растения.
В самом ручье цветёт калужница болотная (Caltha palustris).
Время уже обеденное, пора остановиться на привал. Тем более что больше источников текучей воды по дороге не предвидится. Разжигаем костёр. Спичками или зажигалкой было бы неинтересно, потому разжигаем правильный огонь — подаренным огнивом от «Экспедиции». К тому же, в это время, когда всё не заросло ещё молодой зелёной травой, недостатка в труте нет. Очень удобно для розжига использовать прошлогоднюю мелкую траву, которая за весну успела отлично высохнуть на солнце, и чьи тончайшие травинки-волокна легко вспыхивают от любой искры, высеченной огнивом. Пройдет всего пара недель, и эти мелкие прошлогодние травинки укроются под зеленым ковром молодой травы, где и сгниют. Останется только грубая крупная, которую раскочегарить отдельными искрами огнива весьма проблематично.
Разжигаем небольшой костерок прямо на дороге, все равно по ней никто не ездит, зато гарантируем от пожара траву и деревья.
Сегодня у нас на обед всяческие бутерброды и овощи, а также баночка гречневой каши. Вкусная, рассыпчатая, хотя и указанного на банке мяса там даже рядом не лежало, максимум — немного жира добавили. В котелке в это время кипятится вода под чай.
А про клещей я не зря вспоминал — прямо накаркал. Вот он, ползёт по веточке.
Точней она — самка таёжного клеща (лат. Ixodes persulcatus). От самца отличается красной задней частью. Если присосется, то пьет кровь сутки или больше. В то время как самцу хватает и часа. Поэтому многие просто не замечают укус самца, а заразиться успевают.
Охотничья поза с вытянутыми передними лапками, готовыми зацепиться крючкообразными коготками за любое проходящее теплокровное животное.
Но вот привал закончен, пора идти дальше. Начинает то накрапывать, то прекращается мелкий еле заметный дождик, местность становится все более сырой и болотистой — мы проходим через заболоченные пониженные места. В воду лезть не хочется — не в сапогах, пытаемся обойти по обочине.
В некоторых местах приходится складывать трухлявые бревнышки, чтобы не замочить ноги.
Антон с Динкой уже прошли через эту болотину и дожидаются нас.
Вдруг за ёлками показалось что-то вроде гигантсткого мохнатого паука с метр ростом! Но нет, это всего лишь корни поваленной сосны создают такое впечатление.
Здесь же я собрал проростки папоротника, думая потом замариновать их, как делают японцы. Должно было бы получиться вкусно, но я не уверен, что собрал проростки именно нужного папоротника, да и потом как-то завертелся и забыл про них.
Но вот дорога выбирается повыше, под ногами снова утрамбованный песочек соснового леса, над головой снова начинает светить солнце, день снова становится светлым и радостным.
Попался майский жук, который своими косолапыми колючими лапами никак не хотел держаться на ладони, всё норовил упасть.
На полянке нашли целый пучок перьев какой-то крупной птицы. Возможно, совы. Её перья какие-то такие же полосатые.
Вдоль дороги цветут белыми мелкими цветочками кустики толокнянки обыкновенной, известной также под народным названием «медвежье ушко» (лат. Arctostaphylos uva-ursi)
Но вот лес становится все более прозрачным, слышен шум людского поселения с транспортом и прочими механизмами.
Выходя к станции Бумкомбинат, заметили подходящую к ней электричку. Как такое может быть? По расписанию до следующей электрички было чуть ли не полтора часа! Ноги в руки, надо бегом успеть сесть на неё, не факт что она не последняя. А наше расписание устарело и неактуально.
И вот, после бешеной скачки, мы в вагоне, и можно, наконец, расслабиться и спокойно доехать до Кирова, неспешно допивая остатки чая из термоса.
Отличный отчёт!
Хорошая прогулка, молодцы!
Папоротник похож на страусник. А ты наверное хотел собрать орляк? Страусник вроде тоже съедобен, хотя я его не пробовал. Расскажи потом, что получилось…
А ничего не получилось.
Следующий день весь в саду проторчал а через день был уже в Яранске. Так что затерялись где-то эти ростки папоротника.
От макрофоток неизбываемый щенячий восторг!!!! Сколько прекрасного своими глазами мы не замечаем!!! Даже страшных пчел, целый рой на дороге — и тех сфоткал, не испугался! А вообще твой стиль описания, сюжетная линия приобретают всё более точный, красивый литературный характер! Молодчина, ….Наш великий черный Властелин!
Зачет!
Здорово! А Антон с дитём как в сказке «Маша и медведь» — Высоко сижу, далеко гляжу, не садись на пенёк, не ешь пирожок 🙂
Очень нравятся твои отчеты. Фотографии замечательные!
Почему заброшены дачные участки? Грабят или народ разъехался?
Сложный вопрос. Скорей разъехался.
Наверное есть места ближе к городу и лучше.
Отличный отчет!