Сегодня, кроме посещения развалин госпиталя в Киров-200 и очистных сооружений, где встретил собаку-панду, я побывал на отборе проб на реке Ивкинке и выпуске очистных сооружений рядом со свалкой. Удалось заснять некоторых птиц, в частности коршунов, ворона, сизую чайку и кулика-сороку.
На песчаной отмели на середине реки копошились какие-то птицы, разглядеть и определить вид было сложно, поэтому щёлкнул практически наугад. И только после разглядел, что это был кулик-сорока (Haematopus ostralegus). У него очень характерная внешность: длинный прямой оранжево-красный клюв, контрастный чёрный верх и белый низ.
Над рекой патрулировала пространство сизая чайка (Larus canus), которая отличается от речной (или озерной) чайки более крупными размерами и равномерной сизо-серой окраской (у речной чайки голова бурого цвета).
Ещё носились с бешеной скоростью стрижи, но поймать их в кадр было нереально — эти сверхзвуковые истребители носятся с такой скоростью, что не только не успевает сработать автофокус, проблематично даже удержать их в кадре на доли секунды.
Следующей точкой съемки было поле рядом со свалкой. Свалки всегда привлекают много живности, и если у города это тривиальные ворóны и более экзотичные вóроны, то здесь в огромном количестве кружили чёрные коршуны (Milvus migrans), о которых я не раз уже рассказывал в этом блоге.
Вот он парит в небе, высматривая добычу и ожидая удобного момента для атаки.
Вот он выпустил когти перед атакой
А вот их уже пара, готовящихся то ли сразиться друг с другом, то ли интересующихся с другой целью…
А здесь у коршуна сильно потрёпанные внешние маховые перья, которые образуют в полёте «пальцы», помогающие лучше чувствовать ветер. А одно даже обломлено.
Кроме коршуна, на свалке живет осторожный ворон, которого практически невозможно встретить рядом с городом. Ворон — это не самец вороны, это совершенно другой вид, у которого тоже есть свои самцы и самки. Это очень крупная чёрная птица с массивным клювом.
И напоследок — фото коршуна, с просвечивающими в закатном солнце перьями крыльев:
Повторюсь — и почему люди не летают как птицы….
Завораживает.
Интересно. А ведь эти коршуны не нашенские, в смысле не европейские. Скорее всего сибирские или казахстанские которые встречаются на пролёте. У местных коршунов светлых пятен на крыльях как правило не бывает.
Я здесь конечно не специалист, но вроде бы все виденные мной коршуны что во время половодья на Вятке, что во время сплавов на байдарках, имели это светлое пятно на внутренней стороне крыла. Вот здесь можно посмотреть записи с тегом коршун.
Да я тоже любитель, просто несколько лет назад мы выставляли фотографию коршуна со светлыми пятнами, и ульяновские орнитологи определили его как сибирский подвид.
Действительно, нашел такое описание подвида:
Сибирский черный коршун (Milvus korschun lineatus)
Полевые признаки. От европейского коршуна черный отличается большей величиной и белым пятном у оснований маховых в подкрыльях, бросающимся в глаза на лету. Крик как будто тише и короче, чем у европейских птиц (Тугаринов и Бутурлин, 1911).
Описание. Размеры и строение. Крупней европейской расы. Крыло самцов (28) 450-505, самок (20) 475-515, в среднем 476,7 и 489,1 мм. Крыло несколько тупее: 2-е маховое обычно короче его, редко равно ему, а 1-е маховое ближе к 8-му, чем к 7-му (у номинальной формы соотношения обратные).
Окраска. Старые птицы более равномерного и темного бурого цвета, чем европейские, голова бурая, лишь немного светлей спины; брюшная сторона без рыжеватого оттенка, у основания внутренних опахал первостепенных маховых белое или белое с темными «мраморными» пестринами поле, образующее при полете на нижней поверхности развернутого крыла белое зеркальце; кроющие уха черноваты. В первом годовом наряде коршуны охристо-беловатые каймы перьев очень развиты, а брюшная сторона с бледно-охристыми в свежем пере и беловатыми в обношенном пере наствольями. В этом наряде восковица и ноги голубоваты или беловаты. Второй годовой (переходный) наряд лучше выражен, чем у европейского подвида, — светлый продольный рисунок на брюшной стороне резкий.
Отличия в основном небольшие количественные, и наиболее надежный способ — пересчитать и перемерять перья 🙂 По фотографии это, разумеется, не выйдет.
С другой стороны, светлые основания маховых перьев упоминаются для всего вида и на википедии и на birds-online. На экосистеме описание более куцее, там на этом признаке внимание не заостряется.
Да, видно, что в полевых условиях надёжно не различаются.