Санкт-Петербургский музей городского электрического транспорта

Во время последней командировки в Санкт-Петербург, в отличие от прошлой, когда я выложил только несколько видовых фото стрелки Васильевского острова и экспозиции Санкт-Петербург в миниатюре, мне удалось побывать в нескольких музеях. Первым был Музей городского электрического транспорта.

Вы можете спросить: почему такой странный выбор? Дело в том, что моим провожатым по Питеру был переселившийся туда из Кирова друг-одноклассник, который успел поработать водителем троллейбуса и автобуса как у нас в Кирове, так и в Питере, потому эта тема ему была близка и интересна. А по закону подлости, в музеях своего города обычно оказываешься, только когда водишь туда на экскурсии иногородних знакомых.

Санкт-Петербургский музей городского электрического транспорта - табличка на воротах IMG_8695

Музей расположен на территории бывшего трамвайного парка имени Леонова на Васильевском острове. Его адрес: Средний проспект Васильевского острова, д. 77. Ссылки на карты Google и Яндекс.карты. На входе там проходная, через которую просто так не пробиться. Посещение музея возможно только вместе с экскурсией. Экскурсии бывают в фиксированное время: обычно 10:00, 11:30, 14:00 и 16:00. Выходной день — понедельник. Стоимость билета для взрослых — 250 рублей. Льготный (для пенсионеров, студентов, школьников и т.д.) стоит 70 руб. Фото/видео съемка — бесплатно. Мы подошли туда очень удачно — как раз за несколько минут до 11:30.

Билет в Санкт-Петербургский музей городского электрического транспорта

Музей расположен в нескольких ангарах бывшего трамвайного депо. Большая часть экспонатов действующая, и регулярно выезжает из парка на всяческие мероприятия. Желающие могут организовать тематическую поездку или экскурсию на старинном транспорте.

В  в музее городского электрического транспорта Санкт-Петербурга IMG_8698

Лёшка, конечно же, первым делом рванул к троллейбусам — как же, родная техника. Хотя большую часть экспозиции и интерес для посетителей обычно представляют как раз старинные трамваи.

На следующем фото троллейбус ЗиУ-5Г с бортовым номером №143, не слишком старый родственник до сих пор ходящих как в Питере, так и в Кирове самых распространённых в мире троллейбусов марки ЗиУ-682. Модель ЗиУ-5Г была, по сути, троллейбусным символом Ленинграда 1960-1980-х годов. Троллейбусы ЗиУ-5 и их модификации производились на заводе имени Урицкого в городе Энгельс Саратовской области.

Троллейбус ЗиУ-5Г №143 в музее городского электрического транспорта IMG_8697

Его ближайший родственник — модель ЗиУ-5д с бортовым номером №193 восстановлена в Кирове силами энтузиастов из троллейбусного парка, и участвовала в пробеге на праздновании Дня Победы 9 мая в этом году. Фото можно посмотреть в записи Киров 9 мая в День Победы.

Углубляемся дальше в прошлое. Послевоенный троллейбус МТБ-82Д с бортовым номером №226. Первая послевоенная модель советских троллейбусов, выпускавшаяся в промышленных масштабах. В Ленинграде такие троллейбусы ходили в период с 1947 по 1975 год. В Кирове в послевоенные годы ходили такие же троллейбусы.

Послевоенный троллейбус МТБ-82Д №226 в музее городского электрического транспорта IMG_8752

Лёшка, конечно же, забрался в кабину «порулить». Собственно, он на него и сзади пытался залезать, к системе управления «рогами».

Лёшка на месте водителя в кабине старинного троллейбуса МТБ-82Д IMG_8726

Самый старый троллейбус музея — модель ЯТБ-1 с бортовым номером №44. Единственный в мире «живой» (т.е. способный передвигаться) экземпляр троллейбуса 1930-х годов. Троллейбусы ЯТБ-1 выпускались на Ярославском автомобильном заводе в 1936-1937 годах. Именно машины этой модели открыли троллейбусное движение в Ленинграде 21 октября 1936 года.

Троллейбус ЯТБ-1 №44 в музее городского электрического транспорта IMG_8757

Салон троллейбуса ЯТБ-1.

Салон первого питерского троллейбуса ЯТБ-1 в музее городского электрического транспорта IMG_8737

Ну как же не посидеть в кабине старинного троллейбуса, не повертеть руль? 🙂

Лёшка в кабине водителя самого первого питерского троллейбуса ЯТБ-1 IMG_8735

Перейдём к трамвайной части экспозиции, тем более что она гораздо шире троллейбусной. Как раз в этом году, за несколько дней до нашего посещения торжественно отмечали 106-летие открытия трамвайного движения в Санкт-Петербурге.

Памятный знак 106 лет петербургскому трамваю IMG_8767

Про трамваи я могу рассказать немного меньше, потому будут в основном просто фото вразнобой с небольшими пояснениями.

Первый советский стальной трамвайный вагон МС-1 с бортовым номером №1877. Выпускался в довоенные годы на Путиловском (Кировском) заводе. До него каркас кузова трамвайных вагонов изготавливался в основном из дерева. В годы военной блокады Ленинграда поезда из вагонов МС перевозили войска на фронт. Конкретно в этом вагоне оригинальные даже входные решетки, и тщательно восстановленные по чертежам малейшие мелочи, вплоть до надписей «Курить и плевать запрещается» внутри салона.

Первый советский стальной трамвайный вагон МС-1 №1877 IMG_8700

Место вагоновожатого. С пневматическим (вроде бы) и механическим тормозом (справа).

Внутри старинного трамвая - место вагоновожатого IMG_8703

Интерьер вагона «конки» — еще даже не совсем трамвая, а всего лишь движущегося по рельсам вагончика на конной тяге 19 века. Его тащила пара лошадей, которая не всегда могла затянуть его на крутые мосты, потому перед ними были специальные посты, на которых пристёгивали третью лошадь.

Обшитый деревом интерьер вагона старинного трамвая в  в музее городского электрического транспорта IMG_8707

Билеты «конки».

Старинные трамвайные билеты питерской конки IMG_8741

А это интерьер уже более приближенного к нашим временам вагона ЛМ-47, которые создавались в конце 40-х годов на базе разрушенных во время войны вагонов «американки».

Интерьер старинного трамвайного вагона ЛМ-47 IMG_8710

Место вагоновожатого в нем же. Количество всяческих магистралей стало гораздо больше.

Место вагоновожатого в старинном трамвае ЛМ-47 IMG_8714

А вот и этот вагон снаружи. За свои округлые формы и очень тяжёлый по сравнению с другими моделями того времени вес, трамвайщики прозвали эту модель вагонов «слоном».

Трамвайный вагон ЛМ-47 №3521 («Слон») в музее городского электрического транспорта IMG_8715

Трамвайный вагон ЛМ-33 №4275 «Американка». Не очень понятно народное название этого типа вагонов, т.к. производились они в Питере с 30-х годов. Правда, за основу был взят американский прототип — трамвай фирмы Peter Witt. Группа специалистов специально ездила в США, чтобы набраться опыта для запуска производства трамвайных вагонов.

Трамвайный вагон ЛМ-33 №4275 «Американка»  в музее городского электрического транспорта IMG_8744

Трамвайный вагон МСО-4 с бортовым номером №2575. Вообще, серия МС работала довольно длительный период — с 30х по 60-е годы.

Трамвайный вагон МСО-4 №2575 в музее городского электрического транспорта IMG_8746

Трамвай ЛМ-68, бортовой номер №6249. Такие вагоны выпускались Ленинградским вагоноремонтным заводом (ВАРЗ) в 1968-1975 годы и эксплуатировались до 1988 года. Из-за своей запоминающейся внешности с большими окнами и крышевым остеклением в народе их прозвали «аквариумы».

Трамвай ЛМ-68 №6249 «Аквариум» в музее городского электрического транспорта IMG_8755

Его предок — ЛМ-49 (тоже «Слон», как и упоминавшийся выше ЛМ-47), бортовой номер №3691. Первая модель трамвайных вагонов с двустворчатыми дверьми, как в вагонах метро. Эксплуатировались до начала 80-х годов.

Трамвайный вагон ЛМ-49 «Слон» №3691 в музее городского электрического транспорта IMG_8761

Трамвайный поезд ЛМ-33 «Американка» — легендарный трамвай, ставший символом Ленинграда на 40 лет. «Эх шарабан мой, американка, куда везёшь меня ты, иностранка», — образец городского фольклора, своего рода памятник трамваю. Передний вагон с бортовым номером №4275.

Трамвайный поезд ЛМ-33 №4275 «Американка» IMG_8764

Еще раз МСО-4.

Трамвайный вагон МСО-4 №2575 в музее городского электрического транспорта IMG_8766.JPG

И еще раз упомянутый в самом начале МС-1 — первый с металлическим кузовом.

Трамвайный вагон МС-1 №1877 в музее городского электрического транспорта IMG_8768

Скамейка на следующем фото знакома всем, кто гулял в советских парках и скверах. В тот период подобные скамейки стояли в любом городе Союза. Здесь, рядом со старинными трамваями и троллейбусами она как нельзя более «в тему».

Классическая парковая скамейка  в музее городского электрического транспорта Санкт-Петербурга IMG_8769

Схема линий Ленинградского трамвая и троллейбуса.

Схема линий Ленинградского трамвая и троллейбуса IMG_8770

На выходе перед ангаром был замечен такой вот колоритный старинный канализационный люк. На нём город ещё называется Петроградом, значит это максимум 20-е годы.

Старинный канализационный люк с надписью Канализация г. Петрограда IMG_8772

На этом я закончу экскурсию по музею городского электрического транспорта Санкт-Петербурга. Надеюсь, вам было интересно.

Михаил Соколов

Автор - Соколов Михаил Борисович, город Киров. Эколог, работаю в химической лаборатории областного природоохранного центра. Фото и видео, если не указано иное, сняты мною. При использовании фото в интернете обязательно указание авторства и активной ссылки на этот сайт. Условия использования в печатной продукции можете узнать, связавшись со мной одним из способов, указанных в разделе «Контакты». Для некоммерческих и бесплатных проектов обычно разрешаю безвозмездное использование фото.

Также может быть интересно...

2 комментария

  1. Grey:

    Ух! Классно!

  2. Sofronat:

    А где фото как ты рулишь и крутишь руль? Неужто не садился??

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *