Мы привыкли, что всякие чужеродные организмы, живущие внутри организма хозяина и управляющие его поведением, встречаются только в ужастиках и фантастике. Но в окружающей нас природе таких примеров ничуть не меньше. Здесь я расскажу о гусеницах, пораженных личинками наездника.
Эта запись из цикла Яранские зарисовки. Фото сняты на мастер-классе по макрофотографии конце мая 2013 года под Яранском.
Однажды я уже рассказывал о «живых консервах» в записи «Жители забора, паучьи консервы и красный земляной клещик», как оса вела полупарализованного паука в нору к своим личинкам, где он будет дожидаться момента, когда его съедят.
На фото гусеница, зараженная яйцами наездника, из которых вылупились личинки и висят на боку гусеницы, постепенно поедая ее внутренности. Природа жестока. Вообще, странно устроена человеческая психика: мы всегда жалеем пострадавшего. Бедная-несчастная гусеница, которая страдает от личинок злого наездника. Хотя, когда речь заходит о черемухе, объеденной боярышницами до последнего листика и оплетённой паутиной, тут уже гусеницы выступают в роли агрессора, а дерево жалко, как пострадавшую сторону. Наездники в природе как раз помогают регулировать численность гусениц, не давая извести им всю зелень.
Для тех, кто не знает, вкратце опишу внешность наездников: обычно это небольшие черные насекомые, напоминающие ос, с подвижными усиками и брюшком на тонком стебельке, в конце которого часто находится длинный яйцеклад. Что характерно, по-английски они называются Parasitica. Существует более ста тысяч видов наездников, причем некоторые из них не просто паразиты, а паразиты паразитов, то есть те, которые живут за счет других паразитов. Наездниками, вероятно, их назвали за характерную позу, когда насекомое как бы сидит верхом на гусенице, вонзая в нее свой яйцеклад, чтобы отложить яйца.
Красочное описание попалось в интернете:
Маленькое насекомое с длинным узким телом, четырьмя прозрачными, будто стеклянными крылышками, длинной иглой на конце брюшка опустилось на ветку и смело направилось к ползущей гусенице. Гусеница заволновалась, подняла голову, выпустила изо рта пенистую зелёную жидкость. Но напрасно! Насекомое увернулось и, улучив момент, кольнуло гусеницу своей длинной «шпагой». Скоро гусеница перестала шевелиться— «шпага» задела нервный центр и парализовала гусеницу.
Теперь насекомое спокойно вскочило на гусеницу, как на лошадь (вот, наверно, откуда название «наездник»). Еще один быстрый укол — и дело сделано, можно отправляться на поиски новых гусениц. А эта гусеница через некоторое время оправится от паралича, будет снова ползать, но теперь уже недолго: наездник отложил в неё яичко. Скоро из яичка появится личинка, которая будет жить в теле гусеницы и в конце концов погубит её. Так «пристраивает» своё потомство наездник — одно из самых полезных насекомых.
Но часто одним только питанием в теле хозяина дело не ограничивается — наездники управляют поведением гусеницы и после выхода из её тела. Как это происходит — непонятно. Или действуют специальные гормоны, или один из наездников остается в теле гусеницы. Но после окукливания гусеница остается рядом с коконами наездников, укрывая их сверху дополнительным слоем своей нити и агрессивно защищая от любой опасности. На фото ниже как раз можно увидеть эту ситуацию.
Здесь гусеницы боярышницы рядом с коконами наездников, вероятно из семейства Braconidae, и вид, скорей всего, Apanteles glomeratus L. Но я не специалист, и могу ошибаться, по сути «ткнул пальцем в небо».
Видно, как гусеница дополнительно укутывает коконы еще одним защитным слоем нити, и не покинет их до самой смерти. Набрать массу, достаточную для закукливания, ей уже не удастся.
Здесь коконы наездников расположены рядом с куколкой боярышницы. Но, разумеется, закуклилась не их хозяйка, это просто удобное место на дереве, где боярышниц было видимо-невидимо.
Крупным планом. Кстати, закукливание не означает успешного вылупления бабочки. Есть наездники. специализирующиеся как раз на коконах бабочек. Своим длинным яйцекладом они протыкают внешнюю оболочку кокона и откладывают яйца вовнутрь проходящей метаморфоз в бабочку гусеницы. Из такого кокона бабочка не выйдет уже никогда. Их можно определить по маленькой дырке, через которую выходили взрослые наездники.
Природа неприглядна и жестока только на первый взгляд, на самом деле все в ней подчинено высшей цели выживания и регуляции всей биосферы в целом. В таких условиях отдельный организм не имеет самостоятельной ценности. Не надо жалеть поедаемых вживую гусениц: не будь наездников, гусеницы быстро съели всю доступную вокруг зелень.
Для тех, кто не боится слишком натуралистичных кадров, интересный видеоролик от National Geographiс, найденный на просторах интернета:
Отличные наблюдения!