Все видели этих небольших насекомых, которые водятся практически в любой луже, пруду или другом водоёме со стоячей водой. Раскинув свои длинные ноги, они быстрыми ловкими толчкообразными движениями скользят по зеркалу пруда, как конькобежцы по блестящему льду. Просто удивительно, как им удается удерживаться на поверхности воды? Ответ на этот и другие вопросы, дополненные фотографиями водомерок, смотрите далее.
На фотографиях изображена скорей всего Панцирная водомерка (лат. Gerris thoracicus) или Водомерка рыжеватая (лат. Gerris rufoscutellatus). Более точно определить их сложно, т.к. используются мелкие признаки вроде сравнительной длины ног или выступающего рёбрышка на брюшке.
Водомерки относятся к полужесткокрылым насекомым, или клопам (Heteroptera), основной признак которых — колюще-сосущий ротовой аппарат, представленный длинным хоботком. Потому они обычно питаются насекомыми, упавшими на поверхность воды. Увидев своими большими глазами (см. на фото ниже) добычу, водомерка бросается на неё, схватывает своими передними ногами, и вонзает острый хоботок, которым высасывает добычу. Сейчас его не видно, потому что в спокойном состоянии водомерка подгибает его под грудь.
За счёт чего же водомерки так легко передвигаются по поверхности воды? Тело и кончики ног этих насекомых покрыты жёсткими не смачиваемыми в воде волосками. Тут просматривается аналогия с экспериментом с иголкой. Если взять обычную металлическую иголку, и положить её в воду — она утонет. Но если эту иголку смазать воском, или другой жирной, не смачивающейся водой субстанцией, и аккуратно положить на воду, то иголка будет плавать, удерживаясь за счет сил поверхностного натяжения на поверхности воды. Здесь действует тот же самый принцип. Если водомерку аккуратно притопить в воде, то благодаря жировой смазке и волоскам животное увлечет с собой воздух и, окруженное им, будет под водой казаться серебряным.
Благодаря широкой расстановке ног, вес тела водомерки распределяется на значительной поверхности: таким же образом лыжник держится на рыхлом снегу благодаря длинным лыжам. Узкое длинное тело при быстрых молниеносных движениях великолепно разрезает воздух. Движется водомерка, широко расставив две пары длинных и тонких ног, — среднюю и заднюю. Более короткие передние ноги используются для удержания добычи. Последние исследования показали, что передние ноги являются «двигателем», обеспечивающим изменение скорости, а остальные 4 ноги — лишь опорой.
Поворачивается водомерка, двигая ногами в разные стороны. Встретив полоску ряски или других водных растений, «конькобежцы» превращаются в ловких прыгунов, которые преодолевают препятствия сильными скачками, пока опять не выйдут на чистую воду. Под осень покидают водоемы, прячась на зимовку под корой пней, в мох и т.д.
На фото водомерки можно различить крылья. Как и многие насекомые, некоторые виды водомерок способны к полёту. Но после зимовки крылатые представители теряют способность летать, поскольку их летательные мускулы рассасываются, обеспечивая насекомым первичный запас энергии для охоты и размножения.
Помимо отличного зрения, водомерки широко пользуются ещё одним специфичным способом получения информации об окружающем мире, характерном скорей для пауков. Они передают и получают информацию через колебания водной поверхности. Такое взаимодействие используется также самцами при поиске самки для спаривания.
Окраска водомерок защитная: сверху темно-коричневая, бурая, иногда почти черная, соответствует общему цвету поверхности стоячих водоемов, на глади которых она трудно различима для птиц. Снизу же водомерки наоборот, светлые, чтобы быть незаметными на фоне яркого неба. Быстрые скачки, неожиданные ловкие движения спасают водомерку от её подводных врагов — рыб.
Когда я фотографировал этих водомерок, произошел интересный случай. Расскажу по порядку.
В этот день я гулял вдоль мелкой речушки или может крупного ручья, протекающего в овраге. Ручей весь перекрыт бобровыми плотинами, как старыми, которым много лет, так и свежими, этого года. Но ни один бобёр не рискнул мне показаться. Берега оврага густо заросли деревьями и кустами. От русла то тут, то там отходили поперечные овраги, так же густо заросшие берёзой и молодыми ёлками. Эти овраги делят прилегающие поля на небольшие уединённые участки. Когда я возвращался назад через одно из таких полей, оно было всё перерыто, как будто там поработала бригада чёрных копателей. Такие следы обычно оставляют кабаны, роющиеся в земле в поисках сочных корешков. А уединённый участок заброшенного поля, закрытый с трёх сторон сплошной стеной леса — идеальное для них место.
Лужа с водомерками образовалась в старой колее, заполненной водой, рядом с одним из таких залесенных отрогов оврага. Пока я минут 15-20 занимался съёмкой, вся окружающая живность успокоилась, решила, что опасность миновала, человек ушёл. Громче начали петь пичуги, какая-то крупная птица закричала на поле. Здесь я прислушался — в лесочке, буквально в 10 метрах от меня раздался странный негромкий звук. Что-то типа «хрю-хрю-хрю», звук, чем-то похожий на тот, что возникает при движении пилы по дереву. Потом он повторился. Сложив 2 и 2: странные звуки и перекопанную землю, я начал судорожно вспоминать, в каких условиях кабаны нападают на человека: когда опасность угрожает поросятам, когда человек перекрывает единственный путь к отступлению и, наверное, еще в каких-то случаях. Вспомнить, когда появляются поросята у кабанов я не смог, но на всякий случай решил не задерживаться на этом месте и ретировался оттуда.
Интересно! И качество на высоте! А кабанов не бойся у них дети появляются в марте когда еще кругом снег.
Бегущая по волнам 🙂
У водомерок нет жира на ногах! Наиболее современная теория говорит, что несмачивание происходит из за особого рельефа, шероховатости их лапок: гуглите Закон Кассье.