В конце июня-июле в Москве, в Центральном доме художника проходит фестиваль дикой природы «Золотая Черепаха». Это популярнейший фестиваль и конкурс природной фотографии, участвовать в котором считают честью для себя как отечественные, так и зарубежные фотографы. В этом году лауреатом одной из номинаций был мой знакомый — Сергей Таланов, о котором вы можете знать по циклу Яранские зарисовки. А у меня на работе как раз командировка в Москву: надо просто отнести прибор на поверку производителю, и всю оставшуюся часть дня до обратного поезда я свободен. Было бы глупо не воспользоваться такой возможностью и не посетить конкурс.
Предоставлю слово организаторам фестиваля:
«Золотая Черепаха» — крупнейший культурный эколого-просветительский проект в России и один из крупнейших мировых форумов посвящённых дикой природе. Золотая Черепаха дает возможность для фотографов, художников, дизайнеров, кинорежиссеров и других творческих личностей поделится своими лучшими произведениями с общественностью, пропагандируя тем самым бережное отношение к окружающему миру. «Золотая Черепаха» — это ряд творческих конкурсов представляемых в итоге в виде Фестиваля дикой природы. Фестиваль проводится в Москве и представлен затем во многих регионах России и за рубежом.
Выставка проходит в Центральном доме художника в Москве, недалеко от набережной Москвы-реки.
Кстати, на фестивале есть и моя фотография. Правда, не среди конкурсных 🙂 Здесь, среди портретов участников конкурса, есть кадр, на котором я запечатлел Сергея во время прошлогоднего весеннего мастер-класса.
Вот здесь он, в центре кадра:
Фотографии для конкурса где только не сняты! У входа висит даже специальная карта, на которой отмечены места съемки. Как видите, охвачен практически весь земной шар.
Надо сказать, что обещали дождливую погоду, и я не собирался брать с собой много вещей в такую короткую поездку, потому нормальную зеркальную камеру оставил дома, а с собой в поезд взял только компактную «мыльницу», о чём не раз пожалел. Поэтому качество снимков как с выставки, так и с прогулки по парку Музеон и им. Горького оставляет желать лучшего. Желающие могут посмотреть фото на сайте конкурса, а я здесь покажу небольшой репортаж из выставочного зала и избранные снимки. Территория выставки огромна, фотографий неисчислимое множество, можно ходить и рассматривать часами. Дальше будут фото в произвольном порядке с подписью внизу, под фотографией.
Цапля в болотной тине. Не помню автора и точное название работы.
Горный пейзаж.
Фото 1 — Венерин башмачок. Фото 2 — циклопы (микроскопические рачки). Фотограф Николай Шпиленок.
Песня землероек. Фотограф Николай Шпиленок.
«Поединок на рассвете» Автор: Сергей Урядников. Весна. Ранее утро на тетеревином току. Восходящее солнце озарило берёзовую рощу на заднем плане. Россия, Ленинградская область.
«Контакт». Автор: Надежда Муравьева. Несмотря на демоническую внешность, эмпуза — милейшее существо. Она не пуглива и не агрессивна, никогда не нападает на собратьев и не закусывает своим самцом, как это нередко случается у других видов богомолов. При всей своей хрупкости она прекрасно переносит крымскую зиму, будучи еще личинкой. А весной превращается во взрослую крылатую красавицу. На снимке — личинка самца эмпузы. Еще одна линька, и забавные рожки превратятся в шикарные гусарские усы-антенны.
«К нам гости?» Автор: Андрей Нарчук. Рыбы морские собачки — просто отдушина для фотографа. Всегда эмоциональные и интересные. В замечательном коралловом антураже. Конечно, они всегда подвижны, но все их движения привязаны к одному месту, к их дому. немного терпения — и любопытная рыбка уже начинает с интересом вас разглядывать.
«Маленький мечтатель». Автор: Викторас Дубинскас (Литва). Портрет замечтавшегося львёнка был одним из символов фестиваля в этом году, отметился на всех сайтах и афишах.
«Однажды утром». Автор: Мариус Чепулис (Литва). Разгуливая у заброшенных прудов, заметил купающегося лося. Он повел ушами и двинулся легкой рысцой, но не стал удаляться от меня, а, наоборот, взбежав на насыпь, повернул в мою сторону. Тут-то я его и поймал.
«Чудище лесное». Автор: Игорь Барташов. Съемка велась с использованием радиоуправления. В противном случае было бы совсем страшно. основная сложность была в том, чтобы заранее четко определить композицию кадра и подманить к нужной точке животное таким образом, чтобы ничего лишнего в кадре не оказалось.
«Титаны». Автор: Фуэртес Санс Уге (Испания). Я подсветил фон, чтобы создать нужную картинку — выглядит как битва титанов.
«Лягушка-камень». Автор: Истван Керекеш (Венгрия). Я сделал этот снимок в горах Харгита, в Трансильвании. На фото — прыткая лягушка в ручье среди камней. Лягушка и сама похожа на маленький камень — отличный пример маскировки.
«Белый прыжок». Автор: Мариан Артнак (Словения). В брачный период самец горностая пытается привлечь внимание самок частыми прыжками. Эти выступления продолжаются лишь несколько секунд. Прыжки напоминают настоящие акробатические трюки.
«Белый». Автор: Мишель Оултремон (Бельгия). Одинокий посреди огромной белизны, этот заяц — доказательство того, что жизнь зимой — настоящее испытание.
«Бобр или обезьяна?» Автор: Реми Массон (Франция). Я сделал этот снимок на берегу реки Роны, во французских Альпах. Этот бобр поел и возвращаясь в воду прошел мимо меня. Идеальный момент, чтобы сделать портрет этого очаровательного зверька. Но, просматривая дома фотографии, я очень удивился, обнаружив, что мой бобр выглядит как обезьяна. Удивительный обман зрения.
«Противостояние». Автор: Викторас Дубинскас (Литва). Было очень трудно получить нужный угол съемки. Фотография сделана с крыши автомобиля. Национальный парк Серенгетти, Танзания.
«Феникс». Автор: Юлия Борзилова. Расцветки и формы орхидей удивительны и бесконечно разнообразны. В цветке небольшого фаленопсиса я разглядела птицу феникс.
«Папина забота». Автор: Ияд Сулейман (Украина). На данной фотографии можно увидеть самца рыбы-клоуна, инспектирующего своё будущее потомство. Самка откладывает икру на плоские поверхности под водой недалеко от актинии, в симбиозе с которой эти рыбки обитают. А заботится об икре обычно самец: он чистит её от погибших икринок, защищает от опасностей. Как раз в этот момент я и сфотографировал его.
«Солнечный дождь». Автор: Надежда Кулагина (Казахстан). После полудня, когда солнце начинает склоняться к горизонту, его лучи, пробиваясь сквозь мангровые заросли, рассеиваются в воде и создают волшебное ощущение, будто ты находишься не под водой, а в сказочном лесу.
«Дискуссия коллембол». Автор: Филипп Лебуа (Франция). Дискуссия коллембол — двух самок и одного самца — на листе кувшинки. Спорят, кому принадлежат эти икринки… Внимание! Капля воды вот-вот упадет.
«Смертельное оружие». Автор: Норберт Казас (Венгрия). Я наткнулся на этого богомола во время одной из моих фото поездок. Я всегда рад, когда нахожу его: поражаюсь, сколько различных видов оружия есть у насекомых. В этой фотографии я сделал акцент на когте, так как он олицетворяет собой хищническую сущность богомола.
«Мечты о прекрасной даме». Автор: Татьяна Нерикова. Моей задачей было передать атмосферу летнего вечера, его красоту и романтичность, то состояние, когда уставшая от дневной жары природа преображается благодаря долгожданной прохладе, наполняющей воздух, и все вокруг замирает — до нового дня.
«Хищная графика». Автор: Алексей Волков. Древесные богомолы скрываются в листве деревьев и кустарников, где выслеживают свою добычу. Данный экземпляр снят сквозь соцветия скумлии, которые похожи на пушистые шапочки.
«Соловей-разбойник». Автор: Валерия Зверева. Пауки-скакунчики, пожалуй, самые любимые модели у макро фотографов. Они обаятельны, любопытны и, если не увидят для себя опасности, готовы попозировать.
«Микрокосмос». Автор: Андрес Мигель Домингез (Испания). Богомол в росолисте.
«Сила воли». Автор: Анна Пономаренко (Украина). Цветок пророс сквозь растрескавшуюся от засухи почву. Растения не перестают подавать нам пример силы и упорства!
«Кувшинки». Автор: Реми Массон (Франция). Европейские белые кувшинки в заводи, недалеко от реки Эн (Франция). Кувшинки — одни из наиболее красочных водных растений. Они противостоят обыденному представлению о пресноводном мире, как холодном и скучном, менее интересном, чем мир морской. Этот букет кувшинок с красными листьями удивил меня своей красотой. Поднявшаяся грязь на заднем плане резко контрастирует с бледно-голубой водой озера.
«Карпатский лес». Автор: Гжегож Лесниевски (Польша). Морозное утро в карпатском лесу в Бещадах (Польша).
«Пробуждение рябчика». Автор: Кристофер Салин (Франция). Каждую весну рябчики цветут на затопленных пойменных лугах.
«Заколдованный лес». Автор: Сергей Шляга (Белоруссия). Весенний вечер, паводок, затопленный сосновый лес в пойме Припяти. Заходящее солнце на пару минут удачно осветило янтарные стволы деревьев.
«Миграция». Автор: Василий Баранюк. Отражение хвоща в воде озера создает иллюзию стаи летящих птиц. Зеркальная гладь озера, отражения облаков создали ощущение полета.
«Сибирские красоты». Автор: Олег Фролов. Фотосъемка выполнена в сентябре 2013 года в туалете выставочного комплекса «Новосибирск Экспоцентр».
«Ну будь человеком!» Автор: Андрей Габов. Этот снимок сделан поздней осенью на кордоне Озёрный в Южно-Камчатском федеральном заказнике. Бурые медведи вообще любопытны, а те, которые живут на особо охраняемой природной территории, и подавно, ведь они совсем не боятся человека. Этот медвежонок обследовал туалетную кабинку. Сначала я решил, что зверь загнал туда кого-то из туристов или госинспекторов. Пересчитали — все на месте. Видимо, этому мишке ничто человеческое не чуждо, а может, просто новых впечатлений захотел.
И вот мы подошли к стенду, на котором есть фотография Сергея Таланова.
Одна из этих трёх. Угадайте, которая?
Правильно, центральная, с головастиками.
«Будущие лягушата». Автор: Сергеей Таланов. Икра лягушки на поверхности обмелевшей теплой лужи с песчаным дном, на заливных лугах. Солнечные лучи падали сбоку, освещая песчаное дно. В икринках видны едва сформировавшиеся головастики.
«Уходи, тебе говорят, это мое болото!!!» Автор: Павел Греков. Весной, когда на озерах и болотах сходит лед, жизнь здесь просто кипит. иногда происходят вот такие стычки 🙂
Кроме основной выставки, было еще несколько тематических. Золотой черепахе был отведен второй этаж, а на третьем была выставка фотографий домашних животных. Рядом с «Золотой черепахой» были выставки посвященные путешествиям и «фестиваль фестивалей». А перед входом в основной зал, в импровизированном детском уголке висели еще два фото, сделанных Сергеем, в рамках тематических выставок, организованных макроклубом.
Первая из них — Муха. Казалось бы, ничего особенного — всем знакомая, надоедливая, нелюбимая. А может, просто мы мало знаем про мух? А они ведь такие разные: и рекордсменки, и красавицы, и охотницы, и жертвы.
А вот и фото Сергея.
«Дождевка из семейства слепней». Автор: Сергей Таланов. Я — дождёвка из семейства слепней, и мне нужна ваша кровь для вынашивания потомства. Некоторые люди, из тех, что любят писать в интернете, думают, что от крови я «теряю разум» и ничего вокруг не замечаю, отсюда наше семейство и получило название. Это не совсем верно, но кое-кого из моих собратьев все же прихлопнули, когда они сосали кровь. Я — агрессор, нападаю и больно кусаю всех, у кого могу добыть хоть капельку крови. У меня отличные глаза, и я прекрасно ориентируюсь в пространстве. Самцам нашего семейства повезло больше — они пьют лишь нектар цветов и вытекающий из деревьев сок. Несмотря на все недостатки, могу сказать в свое оправдание следующее: сама я являюсь незаменимой пищей для множества животных.
Вторая выставка называется Технопарк. «От животных мы путем подражания научились важнейшим делам», — говорил Демокрит более двух тысячелетий назад. Так было тогда — так есть и сейчас! Ведь природа — гениальный изобретатель, и мы используем её патенты в технике, в архитектуре и даже просто в быту. В нашей экспозиции мы расскажем о том, чему можно научиться у самых маленьких ее представителей.
На этой выставке от Сергея фото осиных сот:
«Куклы». Автор: Сергей Таланов. Соты — пчелиные или осиные постройки для хранения корма и выращивания потомства. Они состоят из шестигранных ячеек. Это оптимальная природная форма для наилучшего использования пространства, экономии материалов и обеспечения прочности сооружения. Люди давно используют сотовый принцип в самых разных областях, в том числе в строительстве блочных многоквартирных домов. И хотя в серийной застройке блоки с шестиугольным сечением пока не используются, но — кто знает… кто знает…
На этом экскурсию по павильонам фестиваля позвольте завершить, дальше вас ждут еще две прогулки: «Парк искусств «Музеон» и реконструированная Крымская набережная» и «Парк им. Горького: аллеи, цветники и птицы».
Спасибо за репортаж! Так что твоя фота тоже висит на ЗЧ! Гордись! 🙂