Казалось бы, Кировская область не находится в сейсмически активной зоне, и никаких проявлений поздних стадий вулканической деятельности здесь быть не должно. Тем не менее вот он — действующий гейзер, с рокотом поднимающий большие объёмы воды вверх. Сразу же поломаю интригу — гейзер, несомненно, техногенный. О нём и о субботней велопрогулке этот рассказ.
В этот день у нас подразумевалась небольшая велопрогулка до сада и вокруг, по окрестностям ТЭЦ-5. Думали, что поедем количеством человек в 5, но к утру большая часть участников отсеялась, остались только мы с Лёшкой вдвоём. Самое начало прогулки началось с приключений. Лёшка уже подъезжал на взятом напрокат на сутки велике, а я решил подкачать немного спустившее заднее колесо. А насос, надо сказать, у меня был какой-то дешевский, неизвестно откуда взявшийся. Так вот, шланг, ведущий от насоса к колесу, оказался из очень редкого сплава говна и резины. Мало того, что он треснул и выпустил весь воздух из колеса, позднее он переломился полностью. Пришлось ехать в ближайший веломагазин за новым шлангом. Но и на этом приключения не закончились. Новый шланг подошел идеально, но закапризничал велонасос. Похоже, от интенсивной работы поршень внутри него то ли расплавился, то ли деформировался. А может, был сделан из того же материала, что и шланг. Пришлось покупать новый компактный велонасос за 400 р. — опять непредвиденные траты.
Заезжаем в магазин за мясом, свежими овощами и прочим, отправляемся в сад, делать шашлыки. Дорогу от Учхоза до Потребкооперации убили в ноль, там сейчас одни сплошные ямы, напоминающие воронки от авиационных бомб. Поэтому на Советский тракт мы выезжали по ржаному полю, иногда застревая в высокой растительности, вспугивая стайки мелких полевых птичек. Но зато какие виды! Зеленое море ржаных колосьев едва колышется на слабом ветерке, светит солнце, среди колосьев то там тот здесь выглядывают белые ромашки и пронзительно-синие васильки. Но доставать фотоаппарат из рюкзака было лень, поэтому мир лишился гениальных фотографий 😉 Выехали на тракт в районе шиномонтажа, где нас издевательски спросили про качество дороги. В поле, ага. А там уже рукой подать до сада, где нас ожидал мангал, беседка, немного отдыха и чуть-чуть работы.
Подкрепившись и отдохнув, отправляемся исследовать окрестности ТЭЦ-5. Первым делом заглянули на остов так и не построенной парогазовой установки, где мы ползали в феврале, о чем вы можете прочитать в записи Технотур на недостроенную градирню. Надо сказать, освоение территории идет полным ходом, скоро будет и не полазить. А дальше меня очень сильно подвёл Google maps. Прокладывать путь по спутниковым снимках в техногенных ландшафтах — дурная идея. Сначала вроде бы вполне адекватная и исхоженная дорога оказалась проутюженной бульдозером засохшей грязью со следами лосей, потом она завела через небольшое болотце к ограде из колючей проволоки рядом с железнодорожными путями, которую никак нельзя было разглядеть на спутниковом снимке. В итоге пришлось возвращаться обратно и через лабиринты садовых дорожек выходить на Советский тракт.
Дальше ехали по памяти, гуглу больше веры нет 🙂 Повернули перед АГЗС, где есть указатель на картодром. Дорога ужасная, островки асфальта вперемешку с крупным гравием, совсем не для велосипеда. Разумеется, отворот к прудам, которые и были целью нашей разведочной вылазки, мы благополучно проморгали и выехали прямиком на картодром. Где сильно напугали местного мужика, выехав через какой-то боковой проход. Он решил, что мы что-то вынюхиваем, и беспалевно аккуратно пытался выведать, не сборщики ли мы металла, и не пришли ли украсть его зрительские трибуны из металлических труб. Наверное, положив их на багажник велосипедов, ага. На картодроме совсем грабительские цены — покататься на своей машине стоит 300 р за полчаса и 600 р за час соответственно. А если вы пожелаете проехать несколько кругов на картинге, то это удовольствие обойдется вам аж за 50 рублей в минуту. Лёшку это не остановило, и он решил сравнить местный картинг с вьетнамским, где ему довелось кататься ранее.
Сверившись со спутниковым снимком, возвращаемся немного назад к пропущенному повороту. Дальше предстоит проехать около 2 км по местами хорошей, а местами совершенно убитой бетонке. Так и приходится ехать: то по песку обочины, то по почти нормальной дороге. Но вот показались какие-то сады и за ними цель нашей поездки — пруды, хорошо видимые на спутниковом снимке. Дорогу к ним совсем не закрывает открытый настежь шлагбаум с предупреждающими надписями типа «посторонним В.», но когда это нас останавливало? Тем более, что место пользуется популярностью у местных рыбаков, которые со спиннингами и удочками едут сюда целыми компаниями. На берегу пруда стоит какое-то технологическое здание из плит, и вглубь него уходят трубы. Судя по тому, что бетонка построена капитально и ведет от подъездных путей ТЭЦ-5, это их пруды. Беглое гугление в интернете дало информацию, что мы находимся рядом с бывшим золоотвалом, а сейчас прудами-осветлителями ТЭЦ-5.
Координаты этого места: N58°31,5763′ E49°33,0672′ (Яндекс.карты, Google maps)
Самое интересное здесь, конечно, не красивая природа, и не чем-то странным пахнущая вода, вся заросшая водорослями, и даже не плавающая в пруду рыба, а необычное для нашей области явление — гейзер. Конечно, это не настоящий гейзер, а просто какой-то сброс, то ли с верхнего пруда, то ли с насоса технологической воды. Видео его работы вы могли видеть в начале статьи, а сейчас несколько фото. Вот с громким шумом и бурлением из воды поднимается столб воды:
И опадает обратно.
Надо сказать, я стоял на противоположном от гейзера берегу, и видео снято на максимальном увеличении (300 мм на кропе), потому утробный шум гейзера там почти не слышен. Отчего происходят такие выбросы воды, я не в курсе. Возможно, тут имеется некий сифонный механизм водосброса с верхнего пруда, работающий периодически аналогично клепсидре, возможно, что-то другое. Вот снова поднимается столб воды с шумом выбрасываемых пузырьков и струй воды.
И опадает обратно.
На всякий случай еще раз видео:
Для тех кто пожелает сюда попасть самостоятельно: едем по советском тракту, проезжаем мимо поворота на ТЭЦ-5, поворачиваем направо чуть позднее, перед АГЗС, где будет указатель на картодром. Но не доезжаем до него, а отворачиваем влево на бетонку, ведущую от подъездных путей ТЭЦ, и едем до конца. После садоводческого товарищества будет шлагбаум, за которым и находятся оба пруда и какое-то техническое здание, вероятно, насосная станция.
Ну и какие впечатления у Лёши от картинга?