После ГЭС в Перевозе, озера Чваниха и перед тем, как остановиться на ночевку в Медведском бору, проезжая поселок Медведок вечером обратили внимание на комплекс интересных заброшенных сооружений, который начали осваивать пилорамщики. Это бывшее хлебоприёмное предприятие и его элеватор, а также порт на Вятке, который собирал зерно со всех окрестных районов. Ниже будут фотографии заброшенных зданий с провалившейся крышей, высокой башни с нерастащенным пока оборудованием, подземных ходов, укрепленных природным камнем и виды старицы Вятки в заходящем солнце с большой высоты.
Предприятие было расположено на высоком берегу поселка. рядом со старицей р. Вятки, на которой оборудован высокий бетонный причал, с которого, наверное, и происходила разгрузка или загрузка барж с зерном. Вот спутниковый снимок его местоположения:
Вход на территорию бывшего предприятия никем не охраняется, от ворот уже ничего не осталось, от забора имеются жалкие остатки. У входа, на стене бывшего здания проходной, выцветшая с советских времён табличка «Хлеб — основное богатство нашей страны», рядом со старинным звонком охранной сигнализации.
Нас сразу же встречают провалившиеся от снега деревянные крыши ангаров.
И пустые глазницы окон трехэтажного здания из белого кирпича с циклоном на крыше.
Как ни странно, вокруг еще много нерастащенного металла. Поближе к Кирову ни одной из этих труб давно уже не висело бы. Либо территорию хорошо охраняют (чего мы не заметили), либо предприятие брошено совсем недавно.
Ближе, у старицы реки, высокое бетонное сооружение. Похоже, причал. Была даже идея поставить там палатку и заночевать в таком колоритном месте. Но как прикинули, сколько метров придется падать до воды, если выйти ночью по надобности и не увидеть края, так сразу отказались от этой мысли.
Вдоль берега проходит странный бетонированный ход с обрушенной крышей и кирпичными стенами. Сдается мне, внутри него раньше шел транспортёр, по которому зерно передавалось в один из этих длинных ангаров.
От него отходят поперечные ходы немного большей сохранности. Над этим местом большая бетонная площадка с углублениями, в которые, видимо. ссыпалось зерно из машин. А на полу до сих пор имеются металлические крепления ленточного (?) транспортёра. Жаль, с собой не было фонарика, чтобы исследовать этот ход до конца.
Но мне всё не даёт покоя высокая башня на втором снимке. Наверняка с неё открывается потрясающий вид, тем более что я заприметил деревянную дверку на уровне второго этажа, к которой ведёт специально приставленная доска. Внутри башни полуразрушенные бетонные ступеньки и вообще атмосфера какой-то загадочности. Не хватает только тревожной музыки, как в триллере. На третьем этаже я, кстати, знатно наложил кирпичей испугался, когда под потолком резко захлопали крыльями несколько живущих в башне голубей. Когда вокруг тишина и не ожидаешь встретить никого живого, а на стенах всякие паранормальные надписи, это оказывает очень бодрящий эффект.
Но посмотрим немного на интерьеры внутри башни. Недалеко от входа в каморке расположен не до конца разворованный на металл распределительный щиток.
Видимо, зерно в башне передавалось при помощи пневматических транспортёров, доказательством чему эти трубы на одном из этажей.
Мусор и шелуха отделялся на специальных виброситах, которые до сих пор стоят внутри башни.
Самый верхний этаж башни, где заканчиваются все трубы и короба. У меня была задумка вылезти на крышу, но не повезло, выхода нет. Для этого можно было вернуться на пару этажей вниз, через окно перебраться на наружную металлическую пожарную лестницу, и уже по ней забираться на крышу. Правда, я что-то решил так не рисковать.
Давайте оглядимся из окон вокруг. Вот тот самый бетонный причал огромной высоты. Масштабы можете оценить по фигурке человека, стоящей на краю причала.
Вид во двор предприятия:
И в противоположную сторону — к реке. Между тучами проглядывает уже вечернее солнце.
Отснял панораму. За старицей реки (если глянуть на спутниковый снимок в начале) идут заболоченные и заросшие кустами заливные луга, а за ними несколько рукавов Вятки, которая здесь разделяется на три потока, образуя довольно крупные острова.
На снимке даже проявилась какая-то радуга. Хотя скорей это внутренние отражения на оптике объектива или фильтре.
Спустившись вниз, на минус первом этаже башни обнаружил подземный ход, в котором, наверное, тоже был установлен транспортёр для зерна.
Но самое интересное и необычное, что стены этого хода вложены натуральным камнем, известняком, хотя вверху бетонные перекрытия. Это создает ощущение древней-древней шахты.
Еще на полу подвала башни я обнаружил осколки толстого-толстого шарообразного стекла. Может, это осколки изоляторов, но выглядят они значительно древнее. А Антон откуда-то притащил доверенности и фактуры 70-х годов, по которым предприятие принимало и отпускало зерно.
На этом прогулку по заброшенному хлебоприемному предприятию в посёлке Медведок можно завершить, дальше мы поехали устраиваться на ночевку в Медведский бор.
Читать дальше: Ночевка в Медведском бору.
Товарищ! Помни — в хлебе пот хлебороба!
Знакомые места каждое лето на каникулах после окончания 6 класса и до десятого включительно работал на Медведском ХПП, в разных рабочих должностях. Очень жаль видеть все то, что было создано нашими дедами и отцами в таком виде. Как бы не пришлось все заново восстанавливать — колесо истории крутится
Спасибо за отзыв. А можете более подробно рассказать, чем предприятие занималось? По реке зерно принимало или отправляло?
И подпись на накладных — где указано -директор- моего отца
трёхэтажное здание из белого кирпича с циклоном на крыше — мельница. а на накладных есть подпись моей мамы.
О, да здесь подпись моей тещи!!!)))) Да, сколько я здесь крыш «заливал» в свое время…..Жалко((((