Свой день рождения в 2015 году я встречал в Бангкоке, на плавучем рынке (floating market). Это традиционный способ торговли в Таиланде. Торговцы находятся на борту узких длинных лодок, умело лавируя между собой. Такой вариант торговли издревле был наименее затратным для продавцов и выгодным для покупателей, любящих свежие продукты. Сейчас на берегу у рынка Талинг Чан (Taling Chan) построены торговые навесы, но торговля с воды не утратила своего значения. Причем это не аттракцион для туристов, сюда за свежими продуктами, цветами, да и просто отдохнуть и вкусно поесть в выходные приезжают местные жители. Возвращались с рынка мы на распространённом здесь виде транспорта — быстроходной длиннохвостой лодке по каналам Бангкока и успели хорошо рассмотреть как живут местные жители по берегам каналов. Будет очень много фото и пара видеороликов.
Бангкок еще с древних времён называют «Восточной Венецией», ведь строился он вдоль реки Чаопрая, её каналов и притоков. В настоящее время часть каналов засыпана, но вдоль оставшихся продолжается жизнь: все так же стоят по берегам дома, продолжают работать плавучие рынки, которые состоят из множества плавающих магазинчиков на воде. Местные жители, находясь в небольших лодках, продают свой товар и гостеприимно предлагают испробовать экзотические тайские блюда. Чего только нет на водном рынке — удивительные фрукты и овощи, разнообразная рыба и морепродукты, коренья и благовония, цветы и изделия народного промысла, национальная одежда и красочные сувениры, сделанные своими руками.
Мы посетили один из пяти самых известных и крупных плавучих рынков Бангкока Талинг Чан. Он работает только в выходные, до него можно добраться на городских автобусах (автобус номер 79 или 83, следующие в сторону Тхонбури (Thonburi), район Бангкока) или с любого пирса Чао Прайи, арендовав лодку.
Автобусы здесь обычные, типа сильно заезженых европейских, но с очень мощными кондиционерами. Резко чувствуется контраст после жары снаружи, когда попадаешь под струю ледяного воздуха из отверстия кондиционера в автобусе. Хочется накинуть шубу или хотя бы тёплую куртку, чтобы не простудиться. Да и тайцы внутри сидят закутавшись.
Проезжаем через какие-то стройки, дорожные работы, строящиеся развязки и линии легкого метро, мосты, куда-то по направлению за город, до муниципалитета Taling Chan District Office. И вот остановка, недалеко от которой находится рынок. Сюда приезжают даже местные жители для того, чтобы приятно провести время с семьей.
Рынок расположен на узком канале, и торговцы тут находятся уже не только на воде, но также и на суше. На плаву расположены, преимущественно, ресторанчики. К каналу ведёт длинная крытая галерея.
Чего здесь только нет! Вот огромное количество живых тропических цветов.
Цветущие орхидеи прямо в горшках.
Проросший кокос. Не хотите посадить у себя дома пальму? Здесь он стоит 50 бат, хотя на автовокзале в Ао Нанге, например, они просто так валялись на газонах и на крыше проросшие.
Плоды лотоса. Из них, насколько я помню, готовят какую-то еду.
Разнообразные тропические фрукты, все свежайшие, спелые и недорогие.
Плоды и сок гак-фрукта на льду (gac fruit, Момордика кохинхинская). Якобы чудодейственное средство, даже излечивающее от рака, как написано на бумажке.
Здесь же разделывают дуриан. Можно купить очищенный кусочек. Пока он свежий, никакого запаха нет. Но стоит ему хоть немного начать подгнивать, а со спелым это происходит очень быстро… Справа в пакетике красные плоды rose apple, розовое яблоко, которое к яблокам не имеет никакого отношения. Хотя по консистенции и частично вкусу немного похоже. Это растение из рода сигизум, одним из представителей которого, ближайшим родственником этого «яблока» является гвоздичное дерево, на котором растёт общеизвестная приправа — гвозика.
Что плавает в этом тазике, я не знаю, но думаю что-то типа рыбного соуса с полуферментированными останками собственно рыб.
Подойдём непосредственно к плавучей части. Большую часть канала оккупировали продавцы еды, которую готовят прямо здесь же, в установленных на лодках угольных грилях, либо в огромных воках на понтоне.
То ли овощи, то ли варенья, то ли соусы.
Улитки, морепродукты и прочий seafood.
Угри или миноги в синем пластмассовом тазике. Скорее всего, это не для еды.
Потому что здесь же продаются маленькие черепашки, улитки, и корм для сомов в пакетах. Помнится содержимое таблички на английском звучало наподобие «сом ням-ням вкусно».
Этим цветным попкорном предполагается кормить рыб, которые тут же кишат в мутной воде канала. Стоит только кинуть горсть корма, как водя просто закипает от тёмных лоснящихся рыбьих тел. Сомы буквально дерутся за каждый кусочек еды.
Это можно посмотреть на видео. Кстати недалеко на лотке продавался специальный «хлеб для сомов».
Остаётся надеяться, что эти сомы не попадают сразу на гриль для продажи голодным туристам 🙂 А вот как готовится еда прямо на лодке. Здесь установлена небольшая металлическа жаровня с углями, на которой жарятся креветки.
Готовятся какие-то супы или соусы. Их употребляют прямо здесь, или берут с собой домой в пакетиках.
С лодки же продают свежие фрукты и овощи.
На гриле готовят маленькие кусочки мяса на палочке в каком-то сладковатом соусе, типа карри. Очень популярный перекус, который можно встретить на всех крупных торговых улицах Таиланда. Этакие снеки для еды на ходу.
А здесь на гриле целиком готовятся большие рыбины. Мы, кстати, заказали одну такую.
Расположиться можно на специальной барже со столиками. Можно сесть за обычные столы со стульями (справа), а можно расположиться на традиционном подиуме с невысокими столиками, на который надо забираться с ногами, предварительно сняв обувь.
Вот наша рыба на гриле, со свежими овощами и травами.
И огромные креветки с длинными клешнями.
Под местное баночное пиво, вполне достойное.
Отправляемся дальше путешествовать по рынку. Попробуем тайские сладости. Здесь, например, прямо при вас изготавливают и продают кханом быанг (Khanom bueang).
Это небольшие тонкие хрустящие блинчики из рисовой муки, покрытой кремом из кокосового молока, приготовленные всего за несколько минут на раскаленном металлическом листе. Начинка делается из яичного белка, кокоса и кунжута, используются и другие компоненты. В качестве украшения добавляются фой тонг – «Золотые нити», приготовленные из яичного желтка и сахара.
Ещё один интересный десерт, скорей интересно выглядящий, а не с интересным вкусом. Лукчуб (Look Choob) — конфетки, сделанные из зеленых бобов, сахара, кокосового молока и желатина в форме различных тропических фруктов в желе.
Look Choob выглядит прямо как марципан, но он сделан из зелёных бобов, приготовленных на пару, кокосового молока и сахара (вместо миндальной муки и сахара). Паста из зеленых бобов формируется в виде различных тропических фруктов, а затем окунается в желе, которое придает им такой сияющий вид и блеск. Формы и цвет невероятные: розовые и фиолетовые морковки, рыжие грибочки, маленькие кукурузки и даже маленькие яичницы-глазуньи.
А здесь на водяной бане в маленьких чашечках выпаривается кокосовое молоко. То есть получается кокосовая сгущёнка?
Засахаренный корень лотоса и другие сладости.
В сторонке сидел мужчина в возрасте и создавал из карамели шедевральные фигурки. Буквально несколько движений, и перед нами обезьянка-рыбак с удочкой.
Разумеется, как и во всех местах, где гуляют туристы, есть продажа сувениров. Здесь это фигурка торговца фруктами на традиционной лодке.
В деревянной беседке играет ансамбль на традиционных тайских музыкальных инструментах. Его вы могли слышать на фоне ролика с кормлением сомов выше.
Как я уже говорил, рынок расположен на канале (клонге), и здесь довольно интенсивное речное движение. По берегам канала стоят дома, в воде растут какие-то водные растения. На обратном пути мы решили не морозиться в автобусе, а с ветерком прокатиться на лодке.
В качестве такси по каналам плавают цветастые длиннохвостые лодки. Своё название длиннохвостая лодка получила из-за своеобразного «хвоста», находящегося сзади и имеющего в длину 2—4 метра и более: именно на его конце крепится винт, вращаемый мощным двигателем, как правило от грузовика или пикапа. «Хвост» можно поворачивать на 180°, что придаёт лодке отличную управляемость, но такие лодки очень шумны, так как открытый двигатель находится на корме, «на виду». Эти длинные (14-18 метров) лодки как правило оборудованы сидячими местами и навесом от солнца. Многие владельцы таких лодок относятся к своему транспорту с трепетом и почтением: украшают носовую часть свежими цветами, яркими лентами и гирляндами.
Каналы здесь выполняют роль дорог не только в транспортном отношении, но и визуально: у стоящих вдоль канала домов крыльцо выходит на канал, вдоль него стоят (прямо в воде!) столбы с проводами, встречаются полноценные перекрестки и дорожные указатели. Водители лодок притормаживают перед опасными поворотами. Не удивлюсь, если здесь существует своеобразная канальная ГАИ.
Пусть не побывать вживую, но посмотреть на быт жителей Таиланда у каналов, оценить скорость лодки, шум мотора и свист ветра в ушах, вы можете на следующем видео. Оно довольно длинное, но позволяет проникнуться духом настоящей Азии.
И в завершение немного о живности, встреченной по берегам канала. Это уже знакомый по прошлым встречам полосатый варан. Они лежали и грелись на солнце на бетонных ограждениях вдоль канала. Прямо как сытые коты на батарее, свесив лапы.
Сытое блаженство читалось на их мордах.
И какая-то цапля белого цвета — её встретили на коряге под мостом у шлюза. Перед выходом в реку Чаопрая надо было пройти специальный шлюз.
ЗдОрово! А орхидейку мне так и не привёз 🙁