Когда на неделе светит солнце, отличная погода, а в выходные набегают облака, небо хмурится — это какое-то свинство. Всю неделю думаешь, что надо бы сходить на природу, в мини-поход, а в выходные уже и на улицу не очень-то хочется выходить. Зато на такую погоду удачно накладывается урбанистическая прогулка по развалинам окраин города. В этот раз мы собирались пройти от Ганино до Лянгасово, мимо прудов и золоотвалов Биохима и ТЭЦ-4, заброшенных скелетов путепровода так и не построенной объездной дороги, мимо городской свалки с многометровыми горами мусора, мимо заброшенных станций на железнодорожной ветке Матанцы — Лянгасово. В итоге до Лянгасово мы не дошли, свернули еще в Дороничах, но все равно пройденный путь был немаленьким: более 12,5 километров по насту, где делаешь два шага и на третий проваливаешься по колено, и по железной дороге со свеженасыпанным, не слежавшимся гравием, который так и норовит разъехаться под подошвой и подвернуть ногу.
Ниже представлена интерактивная карта маршрута, с обозначенными основными точками на ней. Можете переключить вид на спутник (в правом верхнем углу кнопка «слои») и увеличить масштаб, чтобы рассмотреть все детали. На карте обозначены следующие ключевые точки (описание появляется при клике по иконке): автобусные остановки начала и конца маршрута, недостроенный путепровод, пруды золоотвала ТЭЦ-4, станция Тростинка 8 км и привал у костра рядом с ней, а так же указатель в Дороничах, фото которого будет показано позднее.
Утром, на автобусе №2 доехали до Ганино, остановка «Больница». Да-да, та самая, Кировская областная клиническая психиатрическая больница имени В.М. Бехтерева. По узкой улочке, мимо деревянных домов выходим в сторону железной дороги. Пересекаем ветку на Киров-2 и выходим к длинному бетонному забору, за которым раньше располагался военный городок строителей. И рядом расположенные пруды получили название Солдатских как раз из-за него. Проходим мимо прудов и вот он, участок путепровода, строительство которого было начато, но много лет назад так и застряло на промежуточном этапе.
Этот путепровод должен был быть частью новой объездной дороги.
Установлены опоры, причем довольно хитрые — как прямые, так и под углом, чтобы нагрузка на грунт шла под нужным направлением; сделаны насыпи.
На части опор установлены железобетонные плиты полотна с торчащей арматурой. Но путепровод с обеих сторон так и обрывается в пустоту.
Осмотрев первую достопримечательность, выдвигаемся по дамбе над Люльченкой в сторону нужной нам железнодорожной ветки на Лянгасово.
Как ни странно, но ветка довольно активно используется, на ней установлены новые железобетонные шпалы, и длинные сварные плети бесшовных рельсов. Да и гравийная подсыпка сделана недавно, камни еще не слежались и шевелятся под ногой.
Довольно быстро выходим к огромной, выше деревьев, насыпи.
Подняться на неё было непросто — намерзший за ночь наст плохо держит ногу, даже на снегоходном следу или бывшей тропинке. Делаешь два шага по насту, а на третьем проваливаешься по колено. Очень энергетически затратный способ передвижения, через некоторое время ноги начинают просто болеть. Да и маршрут наверх изобилует опасностями: надо перейти через неизвестной глубины ручей по снежному мосту и не замочить ноги, не сверзиться на склоне и т.д.
Наверху открывается вид на огромные пруды золоотвала ТЭЦ-4 с трубами и промзоной Биохимзавода и ТЭЦ-4 на горизонте. А на какой-то конструкции, идущей до центра пруда, мы заметили рыбака. Что он ловил в это воскресное утро в искусственных промышленных прудах — сказать трудно.
С другой стороны, на такой большой водной глади всегда огромное количество живности. Летом, к примеру, тут гнездится огромное количество птиц, видели даже лебедей. Да что там говорить, даже в институте много лет назад на летнюю практику по орнитологии нас водили именно сюда.
Табличка «Золоотвал ТЭЦ-4. Проход и въезд посторонним лицам запрещен».
Двигаемся вдоль теплотрассы с огромной тепловой камерой, ставшей домом для бомжей и снова выходим на железнодорожную линию, по которой нам и предстоит двигаться большую часть пути. Вдоль линии снегоходные следы, периодически прерывающиеся об бетонные километровые столбики, вытаявшие из-под снега. На столбиках — характерные выщербины. Тяжело, наверное, досталось снегоходной лыже.
Подходим к пересечению железной дороги с Московским трактом. Тётечка в будке на переезде смотрела на нас как-то странно — мол, кто такие тут шляются по железнодорожным путям. И вот выходим к следующей достопримечательности — городскому полигону ТБО (твёрдых бытовых отходов), а попросту говоря, свалке.
Еще издалека запах гниющей тухлятины и вид огромной горы мусора предупреждают о том, что дальше ничего хорошего нет.
Куча мусора выше деревьев, по ней наверху ездят огромные бульдозеры caterpillar, разравнивая мусор.
А ведь если вы живёте в Кирове или пригородах, в этой куче есть немаленькая кучка и вашего мусора…
Но вот полигон с кучей мусора, кричащими воронами, следами деятельности бомжей остается позади и мы вновь движемся по железнодорожному полотну. Что интересно, совсем рядом со свалкой, буквально пересечь только железную дорогу и тоненькую лесополосу, расположен коттеджный поселок. Какая светлая голова догадалась там строиться, я представить не могу.
Вдоль дороги встречаются заброшенные полуразваленные кирпичные строения.
Заброшенное полуразрушенное здание станции Тростинка (8 км). Когда-то здесь, видимо, останавливалась пригородная электричка, продавались билеты, летом выходили толпы дачников с корзинами и коробками с рассадой. Сейчас же осталось только потрескавшееся здание с выбитыми окнами.
И непонятными железобетонными ящиками у задней стороны домика. Что в них хранилось — я не знаю, может какие-то аккумуляторы или другое ценное оборудование.
Расстояние пройдено немалое, да и время уже к обеду, пора остановиться на привал и достать запасы. Бутерброды и чай из термоса, это конечно хорошо, но какой поход без костра? Тем более, что есть банка консервов, которую неплохо бы разогреть. На полянке видны следы деятельности лесорубов вывозивших лес. Находим пару брошенных березовых чурбачков, на которых разводим совсем небольшой костерок — много ли надо, чтобы разогреть банку консервов?
Привал окончен, двигаемся дальше. Будка с надписью «КТСМ ШЧ-5 6км9пк нечетное». Вскоре первый раз сверяемся со спутниковой картой, и видим, что дальше, в принципе, не будет ничего интересного и примечательного до самого Лянгасово. А совсем рядом поворот и тропка на Дороничи, откуда вполне успешно можно добраться домой на автобусе. Вот и местный житель двигается по тропке, пересекающей железнодорожную насыпь.
В небольшом лесочке на окраине Дороничей встречаем интересный экспонат: выброшенный металлический ящик непонятного назначения с надписями «Раствор» и «Воздух», кранами, манометрами и счетчиком. Что это было, для чего предназначалось, и как оказалось выброшенным на дороге — непонятно.
В самих Дороничах смешалась старая советская дачная архитектура с новыми коттеджными веяниями. И чего там только не встречается. Вот, например, на одном из участков интересный столб с указателями на города. То ли хозяин в них всех побывал, то ли гости из этих городов побывали на участке. Кстати, расстояние до Кирова, как мне кажется, там указано не верное.
Уличные указатели сделаны в таком же стиле.
Встречаются недостроенные коттеджи в виде прямо средневекового замка с двумя башнями.
И наоборот, давно брошенные, посеревшие от времени деревянные скелеты каркасного дома.
Но вот выходим к советской панельной застройке — это улица Центральная. Две полосы панельных трёхэтажек, а вокруг пустыри. Центральнее некуда, действительно 🙂
Видим трогающийся с остановки автобус и бегом бежим к следующей остановке, чтобы успеть на него, ведь неизвестно, с какой частотой они тут двигаются. Из Дороничей нас вывозит маршрут №53. Уставшие, но довольные, мы еще засветло оказываемся в городе. Небольшое приключение на этом закончено.
Тайланд намного лучше!
Участок Матанцы- Лянгасово изначально строился как грузовой обход станции Киров для поездов с воркутинским углем и ухтинской нефтью. И надо заметить что в марте этого года он отмечает 70 летний юбилей т.к. регулярное движение было открыто 15 марта 1945 года.
Так что никаких дачников там быть не может,да и откуда туда может заехать электричка? Участок во-первых не электрифицирован, а во-вторых соединяет две магистрали бывшую Пермь-Котласскую и Транссиб.
Так что на разъезде Тростинка билеты продавать было не для кого, это была обычная грузовая станция на которой разъезжались встречные составы.
Насчет бетонных шкафов автор оказался прав. Это аналог компьютерного блока бесперебойного питания для устройств СЦБ имел в своем составе трансформаторы выпрямители и блоки аккумуляторных батарей