Продолжу тему таиландского макро, начатую вчера. Сегодня будет фото насекомых, которых раньше мне не приходилось видеть, но о которых я был хорошо наслышан. Это термиты. В национальном парке Namtok Sam Lan их коллективные жилища — термитники попадались на каждом шагу. Самих обитателей термитников удалось увидеть на сгнившей деревяшке недалеко от запруды, но как следует пофотографировать их не было ни времени, ни технической возможности. Ниже пара кадров термитов, пока Валерка держит деревяшку с ними в руках, и фото термитников.
Термитники похожи на кучи затвердевшего пенобетона — и по цвету, и по консистенции. Отломить от них кусочек не вышло ни ногой, ни палкой. Выходов, и суетящихся на поверхности обитателей, в отличие от муравейников, здесь не было.
Как каким-то насекомым удалось построить настолько крепкое сооружение — ума не приложу.
Сами термиты обычно белого цвета, имеют большую голову с челюстями и длинное мягкое брюшко. Как бы это не казалось странным, но термиты не находятся в родстве с муравьями, они скорее близкие родственники обыкновенных тараканов. Муравьи относятся к отряду перепончатокрылые, вместе с осами, пчёлами и шершнями, термиты же — к инфраотряду тараканообразные, вместе с тараканами и богомолами.
В то же время, это общественные насекомые, у которых много схожего с теми же муравьями. Как и все общественные насекомые, особи термитов чётко делятся на три основных группы: рабочих особей, особей-солдат и особей, способных к половому размножению. Но, в отличие от муравьёв, среди рабочих и солдат термитов поровну самок и самцов. Рабочие термиты занимаются фуражированием, хранением пищи, заботой о потомстве, строительством и ремонтом колонии. Рабочие — единственная каста, способная переваривать целлюлозу, благодаря особым кишечным микроорганизмам-симбионтам. Именно они занимаются кормлением всех остальных термитов. Своими впечатляющими характеристиками колонии также обязаны рабочим. Стены колонии строятся из комбинации экскрементов, измельченной древесины и слюны. Некоторые виды создают настолько прочные сооружения, что при попытке их разрушить ломаются даже машины.