Летучие мыши, представленные на этих фото, сняты во время экскурсии по буддийскому храмовому комплексу Пхрасисанпхет (Wat Phra Si Sanphet) в древней столице Сиама — Аюттайе (Таиланд), о котором я как-нибудь расскажу отдельно. В центральной из знаменитых трёх ступ (или чеди) этого комплекса есть вход во внутреннее пространство ступы, где весь пол завален мусором и отходами жизнедеятельности летучих мышей, а воздухом почти невозможно дышать из-за сильного запаха аммиака.
Обратимся за справкой к википедии:
Пхрасисанпхет (тайск. วัดพระศรีสรรเพชญ) — ват в бывшей столице Таиланда Аюттхае. Ват был основан в 1448 году и разрушен при взятии Аюттхаи бирманцами в 1767 году, в настоящее время находится в руинированном состоянии. Как часть исторической Аюттхаи, входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Основной достопримечательностью вата являются три отреставрированные чеди, стоящие в его центре на высокой платформе. Западная была предназначена для праха Раматхибоди II, центральная — для Боромарачи II, восточная — для Бороматраилоканата. Чеди построены в классическом стиле по образцу цейлонской архитектуры, и похожи по форме на колокол. В каждой из них с четырёх сторон сделаны небольшие капеллы, куда с платформы ведут крутые лестницы.
Стоит зайти поглубже внутрь, как удушающий запах аммиака почти сшибает с ног. К тому же, в темноте внутри ничего не видно после яркого обжигающего солнца на улице. И только слабое шевеление и попискивание выдает, что здесь прячется жизнь. Стены уходят высоко вверх и там в темноте теряются. Выручает вспышка фотоаппарата. В полной темноте он не может даже сфокусироваться, но один из десятка кадров оказывается удачный, и на экране видно то, чего не удавалось увидеть невооруженным взглядом — весь потолок усеян пережидающими солнечное время летучими мышами.
Вот сядет солнце, на улице станет прохладно и безопасно, и вся стая в сумерках вылетит наружу, охотиться на насекомых.
C трудом, используя ручную фокусировку и встроенную вспышку, мне всё же удалось сделать несколько портретов летучих мышей. Не правда ли, милая мордашка?
Здесь же, в небольшой нише, предназначенной для подношений и ароматических палочек, вдруг заметил какое-то шевеление, буквально на расстоянии вытянутой руки. Оказывается, здесь голубка свила гнездо, и тихо сидела затаившись всё время, пока я снимал летучих мышей. Я не стал её больше беспокоить, и покинул это место. Быстрей, на свободу к чистому воздуху, которым можно легко дышать, не боясь задохнуться.
Вообще, привычных нам обычных сизых голубей я, наверное, видел только в подобных храмовых комплексах. На улицах Таиланда их заменяют совсем другие виды птиц. А здесь, в кирпичных выемках в стенах, голуби строят свои гнёзда и выводят птенцов.