Есть одна экспозиция на ВДНХ, которую я решил вынести отдельно от прочих фото — это выставка современной военной техники, открывшаяся весной этого года к 70-летию Великой Победы на площадках около павильона «Космос». На ней представлены 11 образцов военной техники. Среди них самоходная огневая установка «Бук», один из первых вертолётов Ми-8Т и легендарный ракетный комплекс «Тополь», который состоит на вооружении российской армии уже четверть века. Они несли боевое дежурство, охраняли рубежи Родины и участвовали в парадах Победы. Техника хоть и боевая, но угрозы не представляет. Перед тем как попасть на ВДНХ, все машины прошли специальную подготовку. Стратегически важные детали военные убрали.
Авиационная часть экспозиции находится перед главным входом в павильон «Космос», рядом с ракетой и пассажирским самолётом. Это транспортно-десантный вертолёт Ми-8Т и истребитель Су-27.
Истребитель Су-27 (заводской шифр Т-10С; по кодификации НАТО: Flanker-B), созданный в начале 1980-х годов, стал родоначальником целого семейства боевых самолетов. В период с 1986 по 1990 год на самолете П-42 (сконструированном на базе Су-27) было установлено более 40 мировых рекордов, часть из которых все еще не побита. До сих пор Су-27 составляет основу боевой авиации Военно-воздушных сил России и экспортируется в десять стран мира.
Су-27 — российский многоцелевой всепогодный истребитель, созданный в ОКБ Сухого. Впервые поднявшись в воздух 38 лет назад, он и по сей день остается одним из лучших в своем классе. Именно на Су-27 выступает знаменитая пилотажная группа «Русские Витязи».
Этот самолет стал представителем новой эпохи боевой авиации. Общая идеология реактивных истребителей четвертого поколения предполагала использование крыла умеренной стреловидности при небольшой удельной нагрузке. Так конструкторам удалось добиться улучшения взлетно-посадочных и маневренных характеристик.
Вооружение: 30-мм пушка ГШ-301 (150 патронов). Боевая нагрузка — 6000 кг на 10 узлах подвески. Может устанавливаться: до 6 УР класса воздух-воздух средней дальности Р-27ЭР, Р-27ЭТ, Р-27ЭТЕ и Р-27ЭРЕ, до 4 УР малой дальности Р-73 с тепловым ГСН.
Рядом с легендарной «сушкой» разместилась винтокрылая машина Ми-8Т. Этот транспортно-десантный вертолет является самым массовым в мире и эксплуатируется более чем в 100 государствах. Помимо высадки и эвакуации десанта, поддержки сухопутных войск и перевозки грузов, этот вертолет используется и в гражданской авиации. На вертолетах семейства Ми-8 было установлено семь международных рекордов.
Ми-8T (В-8, изделие «80», по кодификации НАТО: Hip) — советский/российский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ имени М. Л. Миля в начале 1960-х годов. Является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, а также входит в список самых массовых вертолётов в истории авиации. Широко используется во многих странах мира для выполнения множества гражданских и военных задач.
Вертолёт Ми-8Т одновинтовой схемы с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами. Фюзеляж имеет каркасную конструкцию. На хвостовой балке установлен неуправляемый стабилизатор. Шасси трёхопорное, неубирающееся, с самоориентирующейся, фиксируемой в полёте передней стойкой. Для защиты рулевого винта установлена хвостовая опора. Силовая установка состоит из 2 ТВД ТВ2-117. От двигателей к валам винтов и вспомогательных механизмов мощность передаётся через трёхступенчатый главный редуктор ВР-8А. Запас топлива расположен в 3 топливных баках. Предусмотрена возможность установки в салоне 1-2 дополнительных топливных баков по 915 л. В грузовом салоне вдоль бортов установлены полужёсткие откидные сиденья на 24 пассажира. Доступ в салон осуществляется через боковую сдвижную дверь размером 0,62×1,4 м. На полу расположены швартовочные узлы и ролики полиспаста, в передней части — электролебёдка. Для погрузки крупногабаритных грузов и техники в задней части имеется грузовой люк с двумя створками. Над входной дверью установлена стрела электролебёдки. Имеется система внешней подвески грузов. Управление дублированное, с жёсткой и тросовой проводкой, с гидроусилителями.
На военных вариантах может устанавливаться 7,62-мм или 12,7-мм пулемёт в носовой подвижной установке. На сдвоенных (у более поздних модификаций — строенных) боковых держателях могут устанавливаться блоки НАР и пулемётные контейнеры, подвешиваться бомбы калибром 50-500 кг. Сверху держателей на направляющих рельсах могут размещаться до 6 ПТУР. В боковых проёмах десантного отделения могут устанавливаться пулемёты и гранатомёты.
Это самый массовый вертолёт в мире (вместе с Ми-8МТ и Ми-17 изготовлено более 11000). Половина выпущенных вертолётов и сейчас находится в эксплуатации. Из них около 2800 поставлено на экспорт более, чем в 40 стран мира. Среди них: Алжир, Ангола, Афганистан, Бангладеш, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Египет, Индия, Ирак, Канада, Китай, КНДР, Куба, НДРЙ, Нидерланды, Никарагуа, Пакистан, Перу, Польша, Румыния, Сирия, Судан, США, Финляндия, Чехословакия, Эфиопия, Югославия, Япония.
Остальная, колёсная и гусеничная техника располагается с другой стороны павильона «Космос», со стороны прудов. Например, боевая машина 2А6 «Шилка», которая стала настоящим чудо-оружием в середине прошлого века.
На момент своего создания «Шилка» была первым и единственным в мире автономным комплексом, способным вести огонь по низколетящим целям во время скоротечных налетов. Принятая на вооружение более полувека назад, зенитная самоходная установка «Шилка» до сих пор остается в рядах армий трех десятков стран.
Зенитная самоходная установка «Шилка» предназначена для уничтожения низколетящих воздушных целей на малых дистанциях — до 2500 метров по дальности и 1500 метров по высоте. Возможно ведение огня по наземным целям на расстоянии до 2000 метров.
Стремительное развитие ракетных средств ПВО в 50-е годы прошлого века привело к тому, что самолеты противника эффективно уничтожались на средних и боль ших высотах.
Это заставило внести в практику штурмовой и бомбардировочной авиации всех стран мира заход на цель с малых и предельно малых высот. При этом реактивный самолет находился в зоне удара лишь 15-30 секунд и практически не оставлял времени средствам ПВО.
В 1957 году советским конструкторам была поставлена задача — создать непроницаемый «зонтик» для таких скоротечных налетов. Новая техника должна быть самоходной, быстродействующей, а значит, автоматизированной, способной вести огонь с места и на ходу. Ничего подобного на тот момент не существовало, поэтому разработчики «Шилки» потратили немало времени на проектирование компоновки и опытные макеты. Несмотря на все сложности, уже в 1960 году прототип ЗСУ поступил на испытания, а в 1962 году «Шилка» была принята на вооружение. Было выпущено более 6500 машин.
ЗСУ «Шилка» представляет собой автономный комплекс на гусеничном шасси. В состав установки входят: радиолокационно-приборный комплекс орудийной наводки и автоматический счетно-решающий прибор, который рассчитывает траекторию полета снарядов. Вооружение состоит из счетверенной пушки калибром 23 мм с автоматическим наведением и скорострельностью до 4000 выстрелов в минуту.
Принятая на вооружение более 50 лет назад, «Шилка» до сих пор остается в боевом строю армий боле трех десятков стран. За плечами «ветерана» участие в десятках конфликтах, включая крупномасштабные боевые действия во Вьетнаме, Ираке, Югославии и Сирии. Простая и надежная машина может оказаться незаменимой не только как средство ПВО, но и как машина поддержки пехоты, подавляя плотным огнем живую силу и легкобронированные цели противника.
Тактико-технические характеристики:
- Дальность обнаружения цели, км: до 18
- Зона поражения по дальности, м: 2 500
- Зона поражения по высоте, м: 1 500
- Время перехода комплекса из походного положения в боевое, мин: до 5
- Время реакции, с: 10
- Скорость передвижения Комплекса, км/час. до 50
- Экипаж, человек: 4
- Масса, т: 21
- Принят на вооружение, год: 1962
Зенитная самоходная установка 2С6М «Тунгуска»
Зенитный пушечно-ракетный комплекс «Тунгуска» — это дальнейшее эволюционное развитие комплекса «Шилка». «Тунгуска» — система ПВО малой дальности, используется для прикрытия сухопутных войск на марше и во время боя, обеспечивает поражение низколетящих воздушных целей, в том числе «зависших» вертолетов.
Задание на разработку нового комплекса ПВО было сформулировано в 1970 году. Причиной послужило появление у потенциального противника бронированных самолетов и вертолетов, которые были способны выдерживать попадания боеприпасов «Шилки» калибром 23 мм. Армии была необходима машина, которая бы могла бороться с бронированными целями на больших расстояниях, с большей эффективностью и с меньшим временем реакции на угрозы с воздуха. Такие требования заставили задуматься о создании ПВО нового типа — пушечно-ракетном. Техническое проектирование было завершено в 1973 году, а в 1976 году опытные машины поступили на испытания. В 1982 году «Тунгуску» приняли на вооружение.
ЗСУ «Тунгуска» — это полностью автономный комплекс на гусеничном шасси. Во вращающейся башне размещены радиолокаторы, станции обнаружения и целеуказания, а также станции сопровождения цели, оптический прицел, две двуствольные скорострельные 30-миллиметровые пушки и пусковые установки на 8 ракет. Темп стрельбы пушек — до 5 тыс. выстрелов в минуту
«Тунгуска» обладает большим потенциалом для модернизации. Анализируя участие авиации в современных военных конфликтах, отечественные ученые продолжают принимать меры по увеличению ее боевого потенциала.
Это работа привела к появлению на вооружении модернизированного комплекса «Тунгуска-М» в 1990 году и «Тунгуска-М1» в 2003 году.
В настоящий момент Российской армией эксплуатируется более 250 комплексов «Тунгуска». Комплекс продавался иностранным заказчикам, крупнейшим экспортером является Индия.
Тактико-технические характеристики
- Дальность обнаружения цели, км: до 18
- Зона поражения по дальности, м: 8 000
- Зона поражения по высоте, м: 3 500
- Время перехода комплекса из походного положения в
- боевое, мин:до 5
- Время реакции, с: до 10
- Скорость передвижения комплекса, км/час: до 65
- Экипаж, человек: 4
- Масса, т: 34
- Принят на вооружение, год: 1982
Здесь же находится гигант противовоздушной обороны — зенитный ракетный комплекс (ЗРК) «Бук». Эта огневая установка способна поражать воздушные цели на всех диапазонах высот в любое время суток и при любых погодных условиях.
Самоходная огневая установка 9А310 из состава ЗРК «Бук»
Зенитный ракетный комплекс «Бук» (индекс 9КЗ7) предназначен для борьбы с воздушными целями, включая скоростные и маневрирующие, на средних и малых высотах, в любое время суток, в любых погодных условиях.
Уничтожение целей обеспечивается даже в случае применения противником активных средств радиоэлектронной борьбы. Состав комплекса «Бук»: передвижной командный пункт, станция обнаружения и целеуказания, пуско-заряжающая установка, а также самоходная огневая установка, представленная в экспозиции. К началу 70-х годов отечественные сухопутные войска получили в свое распоряжение множество различных средств ПВО, выстроенных в эффективную систему, которая позволяла бороться с авиацией противника во всем диапазоне высот. Но также стремительно развивалась и авиация потенциального противника, на вооружении которой появились средства радиоэлектронной борьбы и ракеты с большей дальностью пуска. Поэтому в 1972 году началась разработка нового ЗРК, который приняли на вооружение в 1980 году под названием ЗРК «Бук».
Тактико-технические характеристики СОУ 9А310:
- Дальность обнаружения цели, км: 70
- Зона поражения по дальности, до 30
- Зона поражения по высоте, км: до 20
- Время перехода из походного положения в боевое, мин: 5
- Время реакции, с: 22
- Вооружение: 4 ЗУР 9М38
- Скорость передвижения, км/час: до 65
- Экипаж, человек: 4
- Масса, т: 32,5
- Принят на вооружение, год: 1980
Еще один ЗРК — «Оса-АКМ», обладающий высокой проходимостью, — тоже демонстрируется на ВДНХ.
«Оса» (индекс ГРАУ — 9К33М3, по классификации МО США и НАТО: SA-8 Gecko («Геккон»)) — советский автоматизированный войсковой зенитный ракетный комплекс. Комплекс является всепогодным и предназначен для прикрытия сил и средств мотострелковой (танковой) дивизии во всех видах боевых действий.
Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) 9К33М3 «Оса-АКМ» предназначен для защиты войск на марше и в подвижных видах боя, а также стратегических наземных объектов от пилотируемых и беспилотных средств воздушного нападения на малых и средних высотах.
Комплекс находится на вооружении и успешно эксплуатируется в ВМФ, войсковой ПВО ВС РФ, в вооруженных силах стран СНГ и в армиях более 20 стран дальнего зарубежья, участвовал в боевых действиях и показал прекрасные результаты. С 1989 года серийный выпуск ЗРК «Оса-АКМ» прекращен.
Боевая машина ЗРК «Оса-АКМ» автономна и может самостоятельно обнаруживать, опознавать и обстреливать воздушные цели в любой погодной и боевой обстановке. При этом обнаружение воздушных целей ведется как на марше, так и при расположении на месте, а переход к сопровождению одной из целей и пуск ракет осуществляются с короткой остановки или с места. Наиболее опасные цели могут быть обстреляны одновременно двумя ракетами.
В состав боевой машины входят пусковая установка 9П35М2, радиолокационные станции обнаружения (СОЦ) и сопровождения цели (ССЦ), система наземного радиозапросчика (НРЗ), двухканальные радиолокационные станции визирования ракет (СВР) и передачи команд (СПК), телевизионно-оптический визир. Для поиска и опознавания цели на ходу платформа, на которой расположены антенны СОЦ и НРЗ, стабилизирована относительно горизонта.
В качестве базы комплекса «Оса-АКМ» используется плавающее шасси 5937 высокой проходимости (колесная формула 6х6). На нем установлен быстроходный дизельный двигатель БД20К300 мощностью 200,6 кВт (300 л.с.). Трансмиссия выполнена по бортовой схеме. Широкопрофильные шины имеют устройство регулирования давления. Максимальная скорость по шоссе до 80 км/ч. Движение на плаву со скоростью до 8 км/ч обеспечивают два водометных двигателя.
Помимо средств ПВО, посетители ВДНХ смогут увидеть в экспозиции бронированного «помощника» артиллеристов — радиолокационную станцию СНАР-10, предназначенную для контроля и корректировки стрельбы.
Мобильная радиолокационная станция наземной артиллерийской разведки СНАР-10 1РЛ232
Станция наземной артиллерийской разведки предназначена для обнаружения движущихся колонн, одиночных движущихся наземных целей (танк, бронетранспортер, автомобиль, группа людей), а также надводных целей (корабль, катер). Помимо обнаружения, станция предназначена для контроля и корректировки стрельбы артиллерии. Станция работает в любое время суток, в том числе при отсутствии видимости (туман, задымление).
Эффективность артиллерийского огня, особенно на дальние дистанции, во многом зависит от корректировки стрельбы. Изначально для этого использовались данные от разведчиков-корректировщиков, при этом их возможности были ограничены. По мере развития радиоэлектроники возникла возможность создать мобильную и автономную станцию разведки, которая может находиться на передовых позициях и не только обнаруживать передвижение войск противника, но и по разрывам снарядов осуществлять корректировку стрельбы своей артиллерии. Задание на создание такого комплекса было получено в 1966 году. Разработка шла быстрыми темпами, уже в 1970 году станция была представлена на государственные испытания, а в 1971 принята на вооружение.
Станция наземной артиллерийской разведки представляет собой когерентно-импульсную РЛС, размещенную на легкобронированном гусеничном шасси тягача МТ-ЛБ. РЛС СНАР-10 оснащена автономными средствами ориентирования и навигации, электропитания и связи, способна работать в условиях применения противником оружия массового поражения. Развертывание станции на позиции и уход с позиции экипаж осуществляет, не покидая защищенной машины.
Тактико-технические характеристики:
- Дальность обнаружения движущихся наземных объектов, км: 16
- Дальность обнаружения движущихся надводных целей, км: 30
- Дальность обнаружения наземных разрывов снарядов и мин, км: 10
- Дальность обнаружения надводных разрывов снарядов и мин, км: 14
- Время перехода комплекса из походного положения в боевое, мин: 5.5
- Преодоление брода, м: 1
- Скорость передвижения комплекса, км/час: до 60
- Экипаж, человек: 4
- Масса, т: 12.314
- Принят на вооружение, год: 1971
Также можно увидеть зенитную ракетную систему «Тор»
Боевая машина 9А330 зенитной ракетной системы «Тор»
Система «Тор» предназначена для прикрытия важных административных, экономических и военных объектов, первых эшелонов сухопутных соединений от ударов противорадиолокационных и крылатых ракет, дистанционно пилотируемых летательных аппаратов, планирующих авиабомб, самолётов и вертолётов, в том числе и выполненных по технологии «стелс». Может работать как в ручном, с участием операторов, так и полностью автоматическом режиме. При этом система «Тор» сама контролирует обозначенное воздушное пространство и самостоятельно сбивает все воздушные цели, не опознанные системой «свой-чужой».
Основной единицей комплекса «Тор» является боевая машина. В состав боевой машины входят станция обнаружения целей, станция наведения, ЭВМ, пусковая установка, и прочая аппаратура (стартовая автоматика, система топопривязки и навигации, газотурбинный энергоагрегат для автономного электропитания и система жизнеобеспечения). Всё оборудование боевой машины устанавливается на гусеничное шасси «Объект 355», унифицированное с шасси боевой машины 2С6 ЗПРК 2К22 «Тунгуска». На боевой машине размещено 8 ЗУР 9М330. Старт ракет осуществляется вертикально по аналогии с ЗРС С-300 для защиты от климатических факторов, а также от воздействия осколков бомб и снарядов. Стал первой системой ближнего боя в мире имеющей вертикальный старт.
Боевая машина «Тор» 9А330 входит в состав зенитной ракетной системы «Тор» (9К330, SA-15, Gauntlet). Боевая машина 9А330 предназначена для борьбы со всеми типами высокоскоростных, маневрирующих пилотируемых и беспилотных воздушных целей, в том числе и высокоточным оружием, действующих на предельно малых, малых и средних высотах в любых условиях радиоэлектронной и метеорологической обстановки днем и ночью.
Боевая машина «Тор» 9А330 представляет собой автономную одноканальную по цели огневую единицу, способную самостоятельно обнаруживать различные типы воздушных целей в движении и поражать их ракетами с короткой остановки во всех видах боевых действий и при расположении на месте в различных погодно-климатических и физико-географических условиях.
В качестве шасси боевой машины используется гусеничная машина ГМ-355 большой грузоподъемности и повышенной проходимости, унифицированное с шасси зенитного пушечно-ракетного комплекса «Тунгуска». Установленный на нем V-образный, 12-цилиндровый, быстроходный, многотопливный дизельный двигатель B-46-2C1 обеспечивает перемещение БМ по среднепересеченной местности со скоростью, обеспечивающей непрерывное прикрытие войск от ударов с воздуха во всех видах современного высокоманевренного боя.
Зенитно-ракетная система ЗРС С-300 (состоит из станции наведения ракет и пусковой установки)
С-300В, «Антей-300В» (индекс ГРАУ: 9К81) — серия советских/российских универсальных, многоканальных зенитных ракетных систем противовоздушной/противоракетной обороны фронтового звена сухопутных войск. Разрабатывалась в рамках создания унифицированной системы ПВО С-300 с 1969 года, для замены ЗРК 2К11 «Круг» в сухопутных войсках. В полном составе на вооружение принята в 1988 году.
С-300В предназначена для обороны важных войсковых объектов, группировок войск и административно-промышленных центров от ударов всех типов самолётов и вертолётов, крылатых ракет, других аэродинамических средств воздушного нападения, аэробаллистических и баллистических ракет оперативно-тактического назначения.
На выставке представлены две установки из этого комплекса. Первая из них — 9А83
9А83 — советская и российская самоходная пусковая установка из состава ЗРС С-300В.
Пусковая установка 9А83 предназначается для подготовки и запуска четырёх зенитных управляемых ракет 9М83. Ракеты могут быть размещены как на самой пусковой установке в транспортно-пусковых контейнерах 9Я240, так и на сопряжённой с ней пуско-заряжающей установке 9А85. Перевод ракет в боевое положение производится специальными гидроприводами. Установка обеспечивает работу ЗУР от момента их запуска до поражения цели, осуществляет подсветку цели, а также выдачу корректирующих команд. Подготовка ракет к запуску выполняется при поступлении команд от многоканальной станции наведения ракет 9С32. Установка способна вести огонь двумя из четырёх ракет с интервалом 1..2 секунды. Во время работы 9А83 происходит постоянный обмен информацией с 9С32, производится анализ целеуказания и отображение положения цели в зоне поражения.
Все средства пусковой установки 9А83 установлены на специальное гусеничное шасси, имеющее индекс ГБТУ — «Объект 830». Шасси разработано в конструкторском бюро Ленинградского завода имени Кирова. В основе
конструкции лежит шасси самоходной пушки 2С7 «Пион». Изменено положение моторно-трансмиссионного отделения (перенесено в кормовую часть машины), узлы и агрегаты шасси по отдельным узлам унифицированы с танками Т-72 и Т-80.
Вторая машина из состава комплекса — многоканальная станция наведения ракет 9С32.
9С32 является трёхкоординатной многоканальной станцией наведения ракет. Машина оборудована когерентно-импульсной РЛС, работающей в сантиметровом диапазоне электромагнитных волн. За счёт применения фазированной антенной решётки станция осуществляет электронное сканирование луча. Управление лучом производится с помощью специальной ЭВМ. Станция производит секторный поиск целей и их последующее сопровождение, как в автономном, так и в режиме целеуказаний, а также одновременно управляет пусковыми и пуско-заряжающими установками. 9С32 способна осуществлять передачу информации для пуска одновременно до 12 ЗУР по 6 целям.
Многоканальная станция наведения ракет 9С32 предназначалась для:
- поиска, обнаружения, захвата и автосопровождения аэродинамических целей и БР по данным целеуказания с КП системы и автономно (БР — только по данным ЦУ с КП);
- выработки и передачи на пусковые установки координат и производных координат целей для наведения станций подсвета целей, находящихся на этих установках, а также ЗУР, запускаемых с ПУ и пускозаряжающих установок, на обстреливаемые цели;
- управления огневыми средствами (ПУ и пускозаряжающими установками) как централизованно (от КП системы), так и автономно.
Многоканальная станция наведения ракет была способна одновременно производить секторный поиск целей (по данным ЦУ или автономно) и сопровождать до 12 целей, одновременно управлять работой всех ПУ и пускозаряжающих установок ЗРК, передавая на них информацию, необходимую для пуска и наведения 12 ЗУР по 6 целям. Станция одновременно регулярно осуществляла просмотр приземной кромки, в которой могли появиться низколетящие цели.
Станция представляла собой трехкоординатную многоканальную по целям и ЗУР когерентно-импульсную РЛС сантиметрового диапазона с высоким энергетическим потенциалом, электронным сканированием луча в двух плоскостях, обеспечиваемым за счет использования в станции ФАР и системы управления лучом на базе специальной ЭВМ.
В станции использовались моноимпульсный метод пеленгации и дальнометрии целей и различные типы зондирующих сигналов, обеспечивавшие определение координат целей и их производных с высокими точностью и разрешающей способностью. В станции использовалась цифровая обработка сигналов во всех режимах работы.
Управление системами многоканальной станции наведения ракет в процессе поиска, обнаружения и автосопровождения целей осуществлялось специальной ЭВМ. При автосопровождении сигналы ошибок поступали в следящую координатную систему, которая выдавала в ЭВМ оценки во времени координат и их производных. ЭВМ по этим данным замыкала контур сопровождения, выдавая управляющие коды (сигналы) на синхронизатор, систему управления лучом и другие системы станции. Неоднозначность определения дальности и скорости при поиске квазинепрерывным сигналом устранялась в режиме автосопровождения с помощью производных дальности.
Настоящей сенсацией экспозиции стал ракетный комплекс «Тополь» — ветеран парадов Победы на Красной площади, вооруженный межконтинентальной баллистической ракетой.
Автономная пусковая установка ПГРК «Тополь»
ПГРК «Тополь» — подвижный грунтовой ракетный комплекс стратегического назначения с твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой РТ-2ПМ «Тополь».
ПГРК «Тополь», разработанный в Московском институте теплотехники, предназначен для поражения всех видов стратегических целей в любых условиях боевого применения В состав ракетного комплекса «Тополь» входят: самоходные автономные пусковые установки, машина боевого управления, машина связи, машина обеспечения боевого дежурства.
Первый испытательный пуск ракеты «Тополь» состоялся 8 февраля 1983 года на полигоне «Плесецк». Серийное производство ракет развернуто в 1985 году на Боткинском машиностроительном заводе, а пусковых установок — на Волгоградском ПО «Баррикады». Первый ракетный полк «Тополь» заступил на боевое дежурство 23 июля 1985 года. После завершения полного объема испытаний, ПГРК «Тополь» был принят на вооружение 1 декабря 1988 года. Автономная пусковая установка ПГРК «Тополь» разработана в Волгоградском ЦКБ «Титан». Она смонтирована на семиосном шасси МАЗ-7917 Минского завода тяжелых колесных тягачей. Трехступенчатая твердотопливная ракета располагается в специальном герметичном транспортно-пусковом контейнере, в котором поддерживается постоянная температура и влажность.
Пуск ракеты осуществляется из вертикально поднятого транспортно-пускового контейнера. Чтобы не повредить пусковую установку, ракета выталкивается специальным зарядом — пороховым аккумулятором давления (ПАД) на несколько метров вверх, и только после этого включается маршевый двигатель I ступени.
Во время боевого дежурства пусковая установка ПГРК «Тополь» постоянно передвигается по огромной площади. Произвести пуск можно с любой точки боевого патрулирования.
Тактико-технические характеристики:
- Ракетный комплекс «Тополь» — Подвижный, грунтовый
- Пусковая установка — На базе 7-осного шасси МАЗ-7917, скорость 40 км/ч
- Способ старта — Минометный, из ТПК с помощью ПАД
- Ракета — Трехступенчатая, твердотопливная
- Боевое оснащение ракеты — Моноблочная ГЧ с ядерным зарядом
- Максимальная дальность стрельбы, км 10 000
- Стартовая масса ракеты, т 45
- Масса головной части (ГЧ), кг 1000
- Длина ракеты, м 21,5
- Диаметр ракеты, м 1,8
- Принят на вооружение, год 1988
Кстати, увидеть боевые машины в действии можно с помощью бесплатного мобильного приложения «Дополненная реальность». Оно доступно для платформ iOS и Android. Достаточно навести смартфон на таблички со специальными метками, расположенные рядом с каждым экспонатом, определить его QR-кодом, и всё полетит, начнёт ездить и стрелять.