Недавно мне попалась на глаза статья, в которой были исторические фотографии пассажирского речного порта на Вятке, и в конце говорилось, что его дебаркадер (плавучая пристань) теперь — тот самый «Титаник» на городском пляже. Я попытался возразить — определённо помню, что видел эту двухэтажную пристань с деревянными колоннами совсем в другом месте. Пришлось порыться в старых фотографиях, и вот он — рядом с базой отдыха в Пагинке. Скрытый порослью берёз и черёмухи по самую крышу, установленный вдоль бетонного парапета, и прижатый с другой стороны вбитыми в землю бетонными столбами, которые не дадут ему уплыть во время половодья. Фото старые, сделанные еще весной 2008 года на старенькую «мыльницу». Потом, правда, обнаружил некоторые отличия с историческими фото, в частности, в высоте центральной части дебаркадера. Предлагаю посмотреть на фото заброшенного, и частично разрушенного старого то ли здания, то ли судна.
Для начала немного о том, где расположено это сооружение. Если двигаться в сторону Котельнича от Нового моста, будет поворот к базе отдыха. Если пройти её насквозь, начнутся заливные луга на берегах Вятки, и недалеко будет виден железнодорожный мост через реку. База отдыха получила свое название в честь маленькой речушки протекающей здесь:
Через которую к близлежащей деревне перекинут маленький деревянный мостик.
Речка образует в лесу небольшие заводи. Акварельные отражения сосново-берёзового леса в тёмной воде такого пруда:
У устья Пагинки, ближе к берегу Вятки есть длинная песчаная коса на которой растут красивые сосны.
Дело происходит весной, в начале июня 2008 года. Цветёт черёмуха.
Если пойти по тропинке через лесок, то среди зарослей вскоре покажется старое деревянное здание грязно-зелёного цвета с двухэтажной галереей, поддерживаемой квадратными колоннами и огороженной деревянной решёткой.
Какую роль он выполнял, и как здесь оказался, я сказать затрудняюсь. Может, раньше уровень Вятки был значительно выше, и вода заливала эту низинку в 300 метрах от основного русла и здесь был речной вокзал (что маловероятно), а может администрация базы когда-то приобрела недорого этот плавучий комплекс, пригнала его по большой воде сюда, и поставила на вечный прикол в качестве простой недорогой недвижимости. Давайте же пройдемся по этому старому, но еще довольно крепкому зданию, нещадно покуроченному вандалами.
Полуотломанные кнехты — одна из примет бывшего флотского прошлого плавучего причала.
Сосновый лес вокруг сквозь разбитое окно с осколками стекла
Галерея на втором этаже
Люк и лестница между этажами
Старый электрощит с рубильником, поросший зелёными водорослями.
Остатки системы пожаротушения.
Заглянем вовнутрь
Внутри в большом зале разобран пол — кто-то отодрал доски для своего хозяйства.
И сквозь дырку в полу виден нижний этаж.
Здесь заколочены окна, валяется какой-то мусор и остатки оборудования.
Если верить спутниковым снимкам, дебаркадер до сих пор стоит на том же самом месте, но в каком он состоянии спустя столько лет — я не знаю.
На карте ниже место его нахождения. Это интерактивная карта, можно двигать, приближать и отдалять, переключаться на карту и спутниковый снимок.
P.S. Старые фото речного вокзала у Антона Касанова и на KirovNet.
P.P.S. (добавлено 09.10.2020) Теперь искать дебаркадер на этом месте бесполезно. Если верить спутниковым снимкам гугла, у него сначала в 2016 году частично провалилась крыша в юго-восточной половине, а затем где-то в районе 2018 года его разобрали совсем. И теперь на том месте только бетонные обломки. Вот галерея спутниковых снимков за разные года:
В комментариях, кстати, прислали видео остатков дебаркадера зимой 2019/2020 года:
Все верно, дебаркадер стоящий на Пагинке и есть сооружение служившее речной пристанью как минмум в конце 80х и до развала Советского Союза, в разные годы оно было выкрашено в голубой или светло-зеленой цветовой гамме.
Потом река стала мелеть, так как на ее дноуглубление забили. В одно из половодий притащили дебаркадер раза в 2-3 меньший по размерам он был грязно-серого цвета. Не могу точно сказать сколько он отработал, может 2 или 3 навигации. Но река продолжала мелеть, дизель-электроходод Москва не смог подниматься по Вятке выше переехал в грузовой порт. Вот после этого уже нерабочую пристань в развандаленном и погоревшем состоянии утащили на ту сторону реки и сделали из нее «Титаник». А теплоход Москва-166, последний из крупных плававших вблизи Кирова в 2009 году уплыл катать людей в столицу.
Порывшись в фото, прикинул, возможно что как раз на место большого дебаркадера и притащили старый, который стоял на этом месте раньше, только там не было уже стеклянной трехэтажной вставки в средине
В этом месте было два дебаркадера еще в 80-е. Один был 3-х этажный и использовался как база отдыха патп-2, он стоял на берегу старицы и насколько я знаю сгорел. Фундамент от него, кстати явно просматривается.
А этот похож на дебаркадер на соседней базе отдыха. Похоже, что это он и есть.
часто отдыхал на базе «пагинка» в начал 90-х. этот дебаркадер выполнял функцию столовой.
Дебаркадер котельнический.
Видос 2019-го:
https://www.youtube.com/watch?v=9uS-yH9K1nw&t=4s