Весна радует солнечными днями, и хотя почти везде ещё лежит снег, я решил не упускать такой прекрасный день, и поехал в субботу в лес в Порошино. Тем более, что был повод: выгулять дальнобойный 500 мм зеркально-менисковый объектив, к которому недавно пришёл новый переходник. Сразу скажу: 500 мм на кропе — это адская мощь, целый телескоп, хотя минусы есть — темноват, тяжело наводить фокус вручную, о визировании по экрану без штатива можно забыть — страшно мотыляет во все стороны. «Добычи» почти не принес, хотя видел белку и большого пёстрого дятла. В лесу красота, впервые после стерильной зимы в воздухе ощущается хоть какой-то запах — разогретой на солнце хвои. Почти везде лежит снег, но в некоторых местах, где деревья пореже и есть склон, появляются первые проталинки, на которых зеленеет мох и первые росточки травы. Посетил родничок, который или не замерзает, или оттаивает первым, который я приметил еще несколько лет назад. Предчувствия не обманули, здесь действительно есть первая зелень, и даже удалось сфотографировать раннее насекомое (это в середине апреля-то, среди снега!) — веснянку.
Вроде и пошел выгулять телеобъектив, но сначала снимать им было нечего, отвлёкся на зелёный мох, надел макрообъектив (это который для всякой мелочи), и, конечно, тут же по закону подлости вижу буквально в трёх метрах от себя на стволе дерева шикарного крупного дятла. Что делать? Начинаю судорожно рыться в рюкзаке и спешно перестёгивать объективы, повернувшись к птице спиной, чтобы не спугнуть. Разумеется, дятел ждать не стал, и тут же упорхнул. Я некоторое время поискал его среди веток, и уже собрался уходить, но тут на самой верхотуре, на уровне вершин сосен все-таки заметил спрятавшегося беглеца. Он там сидел с таким видом, будто хотел сказать «я никуда не тороплюсь и готов сидеть здесь хоть до ночи, и, пожалуй, вообще вздремну». Различить невооруженным взглядом на таком расстоянии его было очень сложно. Но дальнобойный объектив справился с этой задачей. Хотя в итоге ракурс вышел неудачный и снимки так себе.
Вероятно, на фото большой пёстрый дятел (лат. Dendrocopos major). Хорошо видно его красное подхвостье и черно-белый рисунок перьев.
Лес пока весь покрыт снегом, на котором присыпанным сверху наста мусором выделяется опавшая хвоя, уровень снега значительно сел. И только на южных склонах, на лесных полянках, куда попадают лучи жаркого весеннего солнца, снег протаял до самой земли.
И там из-под него на брёвнах появился вечнозелёный мох, плети зелёной даже под снегом травы и лакированные листочки брусники.
Но даже обычный мох на бревне — это огромный мир, если присмотреться поближе. На увеличении, применив немного фантазии можно разглядеть зелёные холмы альпийских лугов или вершины деревьев в тропических джунглях. Того и гляди будут слышны крики обезьян и взлетит стая испуганных попугаев.
А если среди мха попадется лишайник, то получается вообще готовый инопланетный пейзаж. Серо-зелёные расширяющиеся кверху колонны, на которых разве что не хватает венчика шевелящихся щупалец.
На фото сцифовидные подеции лишайника кладонии (лат. Cladonia). Сцифовидные означает формой похожие на бокальчики; подеции — это что-то вроде органов размножения, или аналогов плодовых тел у грибов.
А вот и родничок. Он не замерзает и зимой под снегом, но там он скрыт сугробами. А здесь, весной, под ярким солнцем, его берега растаяли, отодвинув сугробы в стороны. Тепло и влага создают средоточие жизни на этом небольшом пятачке.
Рядом в прогретой солнцем и не замороженной за счет тепла воды ручья земле проклёвываются зелёные ростки.
Они только-только проклюнулись из земли, начинают распускать сморщенные листочки, еще не совсем зелёные, а какие-то красноватые. А сзади, на фоне, белеет снег сугробов.
Но жизнь все равно начинает пробивать дорогу. И снег ей не помеха. Днём солнце хорошо нагревает землю, а ночью влажный воздух от ручья не дает замерзнуть до состояния ледышек.
Вдоль всего ручья есть такие проталины. Но уже на расстоянии полметра сугробы снега пока что не спешат сдаваться.
А в самом ручье весело зеленеют какие-то водные растения, которым холод в воздухе нипочём, ведь бегущая вода все равно не остынет ниже нуля градусов.
Но вот над водой вспорхнула какая-то мелочь размером с комарика. Четыре прозрачных крыла, длинные усики, сегментированное тело. Покружила над водой и присела на гнилую ветку. Это насекомое, название которого говорит о времени появления — веснянка (лат. Plecoptera).
Веснянки большую часть жизни живут под водой, где питаются водорослями, либо ведут хищный образ жизни, поедая личинки комаров, мошек, поденок и других насекомых. В этом они похожи на стрекоз.
И только ранней весной, либо поздней осенью, когда уже холодно для большинства не теплокровных животных, они превращаются из страшных несуразных личинок в крылатых насекомых, единственная задача которых — найти пару и оставить потомство, отложив яйца в воду. Они живут недолго и даже не имеют возможности питаться. Все существование крылатой стадии, для которой пришлось так долго расти, накапливая энергию под водой, посвящено одной цели — размножению.
Про веснянок я как-нибудь расскажу более подробно, у меня еще остались фотографии, снятые в октябре прошлого года. Добавлено 29.09.2018 — вот они: Осенние веснянки.
Красивым слогом, как обычно, написали. Приятно читать!
Вот этого товарища давно читаю — красиво о природе и не только зарисовки пишет. Рекомендую! https://synthesizer.livejournal.com/
Например:
https://synthesizer.livejournal.com/1781165.html
https://synthesizer.livejournal.com/1715185.html
https://synthesizer.livejournal.com/1653497.html
https://synthesizer.livejournal.com/1717617.html
https://synthesizer.livejournal.com/1713397.html
https://synthesizer.livejournal.com/1704667.html — о Котельниче неплохо.
Спасибо. Ссылки посмотрю.
Прямо Паустовский!