В поисках интересных кадров гулял я по зарослям на берегах Вятки недалеко от Кирса в начале августа. Насекомые попадались в основном не интересные — на цветах пили нектар маскирующиеся под пчёл и ос мухи-журчалки, которых я неоднократно снимал. И только одна муха как-то странно сидела внизу, под цветком, на стебельке. Когда я подошел поближе, она почему-то спрыгнула вниз и повисла в воздухе. И только здесь я заметил небольшого цветочного паука, который держал в лапках пойманную муху и висел на паутинке. Добыча была в несколько раз крупнее охотника, но расставаться он с ней не собирался. Быстро перебирая задними лапками, он сматывал ниточку паутины, поднимаясь обратно на стебелёк цветка. Про этого хищника я недавно рассказывал. Это очень интересный паук. Если большинство пауков серого, бурого, или другого тёмного цвета, то цветочный паук (лат. Misumena vatia, он же мизумена косолапая) обычно белого или жёлтого цвета (во всяком случае самки), более того, он, как хамелеон, может менять окраску в зависимости от цвета цветка, на котором поджидает добычу. Цветочный паук не плетёт ловчих сетей, он ловит насекомых из засады, и может легко справиться даже с вооружённой ядовитым жалом пчелой. Встреченный мной паук, скорей всего, поймал журчалку, впрыснул в неё яд с пищеварительным соком, и спокойно ждал, когда её внутренности переварятся и можно будет выпить такой питательный бульон. В этот момент я его и спугнул. Он применил обычную в таких случаях практику — десантировался вниз на тонкой нитке паутинки, чтобы враг потерял его из виду. Но такую богатую добычу бросать было жалко, поэтому паук не выпускал муху-журчалку из лап.
Архив по месяцам: Август 2018
Почти слепой ужик с белёсыми глазами и слышат ли змеи?
Природа очень жестока, и в ней практически нет места слабым и больным животным — естественный отбор работает не зная жалости. Я думал, что встретил слепую змею, но все оказалось гораздо интересней. Несколько раз в год я езжу отбирать пробы воды реки Вятки и некоторых малых рек недалеко от Кирово-Чепецка. Места там довольно дикие, туда ведут только заросшие грунтовки и рыбацкие тропы. Недалеко от места впадения речки Елховки в реку Просницу есть бетонное сооружение. На него очень любят в солнечный день выползать греться змеи. Место здесь очень удачное: есть где погреться, есть кусты, где спрятаться, есть речка, в которой водится рыба и лягушки, которых с удовольствием поедают ужи. Здесь я и встретил ужика. Он лежал, свернувшись в клубочек и грелся на солнце. Привлекали внимание две детали: его «уши» — жёлтые пятна в задней части головы, по которым удобно отличать ужа от гадюки, совсем выцвели, а глаза были белёсые и почти ничего не видели. Можно было подумать, что это совсем старый ужик, страдающий катарактой или каким-нибудь глазным заболеванием, но нет. Змеи по мере роста сбрасывают старую кожу, которая снимается с них как чулок, и этот наружный слой кожи у них представляет единое целое, от «очков» на глазах до кончика хвоста. Этот змей действительно почти ничего не видит, но через день-два он сбросит старую кожу и снова будет здоров и активен. Но даже с такими слепыми белёсыми глазами ужик как-то обнаружил моё осторожное приближение, и сбежал в кусты, позволив сделать только один кадр. Как это у него получилось? Ведь у змей нет ушей, и они, казалось бы, не должны слышать? Оказывается, внутренний орган слуха («улитка», как у человека) у змей имеется, но слуховая косточка у них заведена не на барабанную перепонку, которой у них нет, а на челюстную кость. Получается, что змея не столько слышит, сколько ощущает звуки, передающиеся от земли. Это и позволило ужику ощутить шаги человека.
Гусеница бабочки древоточец пахучий, похожая на личинку жука
Если вас спросить: «Какое насекомое живёт под корой деревьев, прогрызая там ходы?», вы наверняка подумаете на личинку какого-нибудь жука, короеда например. А что, если я скажу, что такой образ жизни может быть у гусеницы, из которой вылупляется бабочка? Есть целое семейство крупных ночных бабочек — древоточцы (лат. Cossidae), которые прогрызают мощными челюстями ходы в древесине, оставляя заполненные мелкими опилками ходы, выгрызая дерево изнутри. К этому семейству принадлежит и запечатлённая на фото бабочка. Это, скорей всего, древоточец пахучий, он же древоточец ивовый, он же крушень-древоточец (лат. Cossus cossus). Внешне гусеница напоминает скорей личинку жука: крупное голое мясистое тело бледно-вишневого цвета с тёмной спинкой, поделённое на сегменты с круглыми отверстиями дыхалец на каждом; уплощённая чёрная голова с мощными зазубренными челюстями. Пахучим его прозвали за то, что прокладывая ходы под корой дерева, он повреждает сосуды растения, и по стволу дерева стекает сладкий сок, на который слетаются насекомые, он сбраживается бактериями, отчего вокруг появляется сильный запах древесного уксуса. Ивовым же его зовут по одному из кормовых растений. Сложно представить, что из такой, не очень-то приятной гусеницы вырастет крупная и довольно красивая ночная бабочка.
Хлыновская застава aka Рыцарский турнир на Вятке — 2018
В эти выходные прошёл очередной, уже седьмой рыцарский турнир в Порошино. С этого года, правда, он называется немного по-другому: Хлыновская застава. Всё как всегда было на уровне: и ярмарка, и сами турниры, и штурм крепости, и все сопутствующие мероприятия. Да что я собственно рассказываю, посмотрите, например, позапрошлогодний подробный отчет: Рыцарский турнир на Вятке – 2016, или прошлогоднее видео, чтобы составить свое представление о происходившем, если ни разу не были там, сегодня же просто небольшие фото зарисовки с последнего дня.
Фестиваль уличного кино в «Аполло»
Только что вернулся с фестиваля короткометражек под открытым небом в парке «Аполло», и спешу поделиться впечатлениями, пока они свежие. В принципе, фестивали короткометражек, в том числе международные, у нас в городе бывают не реже раза в год, обычно в «Смене» и «Галерее Прогресса». Сегодняшний фестиваль тоже прошел при организаторской поддержке «Галереи Прогресса», но в парке — впервые. При том что тут есть удобная сцена и амфитеатр со скамейками в естественном углублении. Надо сказать, что на обычных фестивалях бывают как удачные, так и неудачные фильмы, здесь же каждый — попадание «в десятку», несмотря на то, что короткометражки все были отечественные. Я даже поверил в возрождение отечественного кинематографа, которое пока не очень заметно на полнометражных фильмах. Если нередко на фестивали привозят какой-то малопонятный артхаус и прочее «современное искусство», то в этот раз все фильмы были идеально сбалансированы! Там были и почти обязательные для короткометражек неожиданные концовки, и просто юморные сюжеты, и вроде обычное повествование, но очень пронзительные фильмы. Интересен, кстати, способ оценивания участников: в конце фестиваля зрители (а их было более 500) голосовали за каждый фильм, включая фонарики в своих сотовых телефонах, брелках, или даже зажигалки. Организаторы фотографировали это, и затем после обработки снимков подсчитают голоса.
Продолжить чтение…Красотка-девушка: стрекоза с чёрными крыльями, порхает как бабочка
Мы привыкли, что стрекоза — это стремительное насекомое, с прозрачными крылышками, виртуозный воздушный летун, что-то вроде реактивного истребителя. Но есть стрекоза с романтичным именем красотка-девушка, которая не очень соответствует такому образу. У неё тёмное тело с металлическим отливом: у самцов голубовато-синее, у самок бронзово-зелёное. У неё тёмные крылья, и когда в солнечный день она парит над рекой, в бликах от воды они кажутся совсем чёрными. У неё порхающий полёт с неспешными размашистыми взмахами крыльев, как у бабочек, в отличие от стремительного треска крыльев у других стрекоз. Интересно также имя этой стрекозы. В русском языке её называют красоткой-девушкой, либо красоткой темнокрылой, она и принадлежит к семейству красоток. По-латински она зовётся Calopteryx virgo, где название происходит от древнегреческого καλός — красивый, πτερόν — крыло, перо, и латинского virgo — дева. Английское название beautiful demoiselle эксплуатирует ту же тематику, можно перевести как прекрасная демуазель (фр. demoiselle — девушка, девица, барышня). То есть все варианты названия имеют примерно одинаковый смысл. Эта стрекоза — непростой объект для съёмки, при всём своём неспешном порхании. Во-первых, летает она в основном над водой, садиться предпочитает тоже на растения, торчащие из воды, а не на берегу. Во-вторых, она очень осторожная, и при малейшем шевелении, или даже резком звуке, поднимается в воздух и улетает прочь. А еще эта стрекоза и её личинки — прекрасный индикатор чистоты водоёма.
Крупная зелёная гусеница бражника глазчатого с голубым «рогом» на хвосте
И ещё одна большая красивая гусеница бражника (в прошлый раз был бражник винный). Эту гусеницу я встретил на берегах Вятки недалеко от Кирса, она ползла по лужайке, окружённой со всех сторон ивами. Видимо, уже наелась и готовилась к закукливанию. Итак, знакомьтесь, гусеница бражника глазчатого (лат. Smerinthus ocellatus). У неё довольно примечательная внешность, её сложно перепутать с каким-то другим видом. Это крупная гусеница светло-зелёного цвета, с голубым «рогом» на хвосте. На её теле можно заметить косые светлые полосы и множество мелких белых крапинок, расположенных в определённом порядке. Также на боках заметны красные овальные точки дыхалец. Голова этой гусеницы напоминает дизайн суперкаров: скошенные углы, аэродинамические сглаженные формы, сходящиеся под острым углом вверху, разделяющий переднюю и боковые поверхности угол выделен яркой жёлтой полосой. После закукливания из этой гусеницы получится крупная ночная бабочка, имеющая на нижних крыльях довольно реалистичный рисунок глаз, чтобы отпугивать птиц, из-за чего этот вид и получил своё название.
Червецы — живые белые пушинки
Какие только не бывают насекомые! Вот, например, что это за белая пушинка на яблоке? Ой, она живая, ползёт! При некоторых движениях можно разглядеть у нее снизу лапки и усики. А этот пух сверху — всего лишь защита. Так выглядят червецы, по образу жизни похожие в чём-то на тлей: большую часть жизни они прячутся и сосут соки растений. Эта живая пушинка может быть из пластинчатых червецов (лат. Ortheziidae) или мучнистых червецов (лат. Pseudococcidae) и довольно близким родственником более известной кошенили, из которой получают краситель кармин. Червецы — общее название нескольких семейств из подотряда грудохоботных отряда полужесткокрылых, к которым относятся тли и клопы. В большинстве своём червецы — вредители культурных и комнатных растений, но некоторая польза от них имеется: кроме упомянутой кошенили и кармина, от тропических видов червецов получают шеллак, который до широкого распространения полимеров использовался вместо пластмасс: для производства грампластинок, для изготовления лаков, изоляционных материалов и в фотографии.
Пальцекрылки — необычные бабочки с узкими крыльями
Учёные не разделяют бабочек, молей, и прочих мотыльков, все они относятся отряду чешуекрылых. Мы привыкли, что наши бабочки средней полосы могут удивить нас в основном окраской, а не формой тела, за этим скорей надо к тропическим бабочкам. На фото изображена сумеречная бабочка, вполне обычной для мелких чешуекрылых буровато-серой окраски, но весьма необычной формы. Привлекает внимание не столько загнутое крючком брюшко или длинные, почти комариные лапки, сколько необычные очень узкие крылья, за что пальцекрылки и получили своё название, а так же за то, что их получается 5 слоёв — как пальцев на руке. Другие названия этого семейства — пальцекрылые, или птерофориды (лат. Pterophoridae), латинское название указывает на похожесть нижних крыльев этой бабочки на птичьи перья.
Кузнечик певчий — зелёненький он был…
Недавно мы с вами подробно рассматривали кузнечика серого (см. запись В траве сидел кузнечик… серый он был…), сегодня же самый кузнечиковый из всех кузнечиков — кузнечик певчий (лат. Tettigonia cantans). Он, действительно, сидит в траве, он, действительно зелёный, как огуречик, но в остальном детская песенка рассказывает неправду. Особенно насчет «Не трогал и козявку, и с мухами дружил». Кузнечик певчий отличается всеядным типом питания и отличным аппетитом. Он с удовольствием поедает всех попадающихся мелких насекомых: мух, бабочек, прочих мелких беспозвоночных. Посмотрите на его мощные челюсти — ими он вполне может прокусить даже человеческую кожу. Кстати, на фото запечатлена самка, это можно понять по большому яйцекладу на конце тела, в народе называемому «саблей». Спешу развенчать одну из детских страшилок: этой саблей кузнечик не способен нанести какой-либо урон человеку, разрезать кожу, например; для этого у него есть челюсти. Сабля нужна лишь для того, чтобы откладывать яйца в землю. Самцы кузнечика такой сабли не имеют. Зато они умеют стрекотать, но используют для этого только крылья. И напоследок о том, как отличить кузнечика певчего от немного похожего внешне (такого же зелёного цвета) кузнечика зелёного (лат. Tettigonia viridissima): у кузнечика певчего крылья немного выходят за линию задних ног, чуть-чуть заходя на саблю у самок. У кузнечика зелёного крылья гораздо длиннее — почти до конца сабли.
Личинка подёнки в ручье
Я однажды уже рассказывал об этих необычных очень древних насекомых с тремя нитями на хвосте и прозрачными крылышками, появляющихся в огромных количествах весной, но живущих чуть дольше одного дня (откуда и название). Сегодня же покажу основную форму, в которой они проводят большую часть жизни (2-3 года), на дне быстрых ручьёв, копаясь в иле. На видео личинка подёнки (лат. Ephemeroptera) под водой быстро текущего ручья. У неё весьма характерная внешность, имеющая некоторое сходство с личинкой стрекозы: три длинные хвостовые нити, как у взрослого насекомого, семь бахромчатых боковых пластинок жабр по краям тела, положенные насекомым 6 лапок, и голова с большими глазами. Бурный поток воды ручья сносит личинку, но она умело цепляется лапками за подводные неровности, успевая копаться в иле и находить там пищу. Под водой она проведёт еще много месяцев, и всё ради того, чтобы выйти из неё всего на пару дней, переродившись в крылатого ангела, который и питаться-то не может из-за отсутствия у него ротового аппарата и сквозного кишечника, ради единственной цели — дать жизнь новым поколениям подёнок, отложив яйца в водоём.
Перламутровка большая — крупная желтовато-оранжевая бабочка с тёмными точками и полосками на крыльях
В отличие от тропиков, у нас в средней полосе не так много крупных дневных бабочек. Из тех, что крупнее крапивницы и лимонницы, сходу вспоминаются только павлиний глаз, адмирал, траурница, и героиня сегодняшнего рассказа — перламутровка большая лесная (лат. Argynnis paphia, также просто перламутровка большая, перламутровка Пафия). Это довольно крупная бабочка, с размахом крыльев до 6-7 см, красновато-жёлтого цвета, с рисунком в виде двух рядов округлых тёмных пятен, у самцов имеются характерные утолщённые тёмные полоски вдоль жилок. Как понятно из названия, встретить их можно на лесных полянках и опушке во второй половине лета. Гусеницы этих бабочек кормятся на лесных растениях: малине, ежевике, разных видах фиалки, но могут быть вредителями садов: охотно поедают яблоню. Зимуют у перламутровки, кстати, совсем молодые, иногда только что вылупившиеся гусеницы. Названием своим эта бабочка обязана окраске нижней стороны крыльев, переливчатый узор которых напоминает перламутр морской раковины. Латинское же видовое наименование, «Пафия», отсылает к греческому прозвищу Афродиты — «Пафосская богиня», по названию святилища на Кипре у места, где богиня вышла из моря.
Туманный вечер в верховьях Вятки
Начало августа. Днём ёще вовсю жарит солнце, порхают бабочки, при желании можно даже искупаться, но ночами уже чувствуется приближение осени. Такая привычная и знакомая нам, довольно широкая река Вятка, в верховьях, в районе Кирса, уже не производит серьёзного впечатления, там она не шире Быстрицы. Закончился жаркий день, солнце закатилось за верхушки деревьев, небо постепенно гаснет, затихают все звуки, откуда-то появляются комары. Заметно холодает, из низин выползают белёсые щупальца тумана. Над головой неслышно порхают летучие мыши, на траве появляется роса. В сумерках всё вокруг становится загадочным и необычным. От реки слышен свист перьев — летит пара уток. До последнего момента они не замечают меня, наклонившегося над штативом с фотоаппаратом, и в нескольких метрах испуганно шарахаются в сторону. Туман поднимается выше, укрывая луга, кусты, и молодые сосенки несколькими слоями, словно пуховое одеяло. Сумеречное зрение почти не помогает, приходится включать фонарик, чтобы пробраться к реке. Здесь торчат столбы старых опор деревянного моста, и вода тихонько журчит, огибая их. Откуда-то с берега стекают клочья тумана, расползаясь тонкими бледными струйками над рекой и вдоль берега. Получается две реки: внизу река воды, журчащая среди опор моста, подёрнутая лёгкой рябью у торчащих веточек, и медленно текущая ей навстречу поверху река тумана, где-то клубящаяся, где-то растекающаяся тонкими струйками…
Адмирал — крупная бабочка с тёмными крыльями с оранжево-красной полосой и белыми пятнами
В этом году в самую жару, в самый разгар лета появилось неимоверное количество обычно не очень распространённых, и даже некоторое время назад находившихся в красной книге бабочек. Бархатисто-тёмные до черноты, с яркой оранжево-красной полосой на крыле и белыми пятнами, они кружат вместе с таким же крупным павлиньим глазом над луговыми цветами. Именно благодаря этой красной полосе, напоминающей лампасы, бабочку назвали адмиралом (лат. Vanessa atalanta). Они порхают над луговыми цветами, присаживаются попить нектар, но с удовольствием отведают лопнувших фруктов или вытекающий сок на ранках деревьев. Когда бабочка сидит на цветке, раскрыв крылья, она ярким пятном выделяется на зеленом ковре травы. Но стоит ей сложить крылышки, сидя на дереве, как благодаря серому узору она полностью сливается с корой. Латинский видовой эпитет бабочки Atalanta взят из греческой мифологии, где Аталанта, героиня охоты на калидонского вепря, бегала быстрее всех людей на Земле. И действительно, бабочка адмирал во многих частях своего ареала совершает огромные, многотысячекилометровые перелеты, например, из Европы в Северную Африку.