Джазовый оркестр имени Олега Лундстрёма: юбилейный тур

22 октября в нашем городе выступал наверное, самый известный в стране, и уж точно, самый «долгоиграющий» джазовый биг-бэнд в мире имени Олега Лундстрёма с юбилейной программой «85 + 75». 85 лет исполнилось оркестру, 75 – его художественному руководителю Борису Фрумкину. Исполняли как инструментальные джазовые стандарты, так и произведения с прекрасным вокалом Мари Карне. И хотя я по большей части только наслаждался концертом, всё же успел снять несколько видео, которые не в полной мере характеризуют репертуар оркестра, но некоторое представление о концерте дать могут. Историю оркестра и видео с концерта смотрите далее.

Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрёма имеет уникальную историю. В 2014 году он отметил свое 80-летие, подтвердив статус самого «долгоиграющего» биг-бенда в мире. Этот факт зафиксирован в российской книге рекордов Гиннеса. В 1934 году девять молодых русских музыкантов, живущих в Харбине, решили собрать свой джаз-оркестр. Руководителем был выбран 18-летний начинающий джазмен Олег Лундстрём.

Афиша концерта оркестра им Олега Лундстрема п/у Бориса Фрумкина, солистка Мари Карне

Покорив Харбин, через пять лет оркестр переехал в Шанхай, который в то время был столицей Азии, «вторым Парижем», где сразу же завоевал огромную популярность не только среди местного населения, но и большого количества европейцев и американцев, живших тогда в Китае. Оркестр работал в лучших залах, исполняя, в том числе, русские и советские песни в джазовых аранжировках.

Джазовый оркестр имени Олега Лундстрёма концерт 85+75

В 1947 году музыканты оркестра, к тому времени 18 человек, обратились в посольство СССР с просьбой о возвращении на родину. Постоянным местом жительства и работы оркестра была выбрана Казань, многие поступили учиться в Казанскую консерваторию. Несмотря на то, что отношение к джазу в то время в СССР в целом было отрицательным, оркестр достаточно регулярно выступал с концертами, делал записи на радио. Переезд в СССР практически совпал с выходом печально знаменитого постановления ЦК КПСС 1948 года, после которого джаз был заклеймён в стране как буржуазное искусство.

Джазовый оркестр имени Олега Лундстрёма и Мари Карне концерт 85+75

1 октября 1956 года, по факту создания концертного эстрадного оркестра в системе ВГКО (позже Росконцерта) под управлением Олега Лундстрема коллектив переезжает в Москву. С этого момента началась большая гастрольно-концертная жизнь, продолжавшаяся и в самые сложные перестроечные и постперестроечные годы.

В 2003–2006 годах главным дирижером оркестра был выдающийся музыкант Георгий Гаранян. В 2007 году коллектив возглавил известный джазовый пианист и бэндлидер Борис Фрумкин. Под его руководством оркестр продолжает традиции своего основателя — Олега Лундстрема, который однажды сказал: «Что же касается кредо нашего оркестра, то оно осталось прежним: мы верны джазу, мы стремимся сделать джаз важным компонентом духовной жизни человека».

Джазовый оркестр имени Олега Лундстрёма концерт 85+75

С оркестром выступали многие именитые гости, входящие в мировую джазовую элиту. Здесь начинали карьеру замечательные музыканты: Николай Капустин, Георгий Гаранян, Игорь Бутман, Геннадий Гольштейн, Алексей Зубов, Константин Носов, Константин Бахолдин, Вагиф Садыхов, Роман Кунсман, Николай Панов и многие другие выдающиеся джазмены, а также такие вокалисты, впоследствии ставшие звездами отечественной эстрады, как Валентина Дворянинова, Майя Кристалинская, Алла Пугачева, Ирина Понаровская, Ирина Отиева, Валерий Ободзинский… Сегодня в составе оркестра играют много молодых музыкантов, которых джазовые критики называют надеждой отечественного джаза.

Джазовый оркестр имени Олега Лундстрема и Мари Карне — Let the Good Times Roll

В 2007 году коллектив возглавил пианист, аранжировщик, дирижер и композитор Борис Фрумкин. Он не нарушает кредо оркестра, сформулированное Олегом Лундстрёмом: «Мы верны джазу, стремимся сделать его важным компонентом духовной жизни человека»

В 2019 году оркестру исполняется 85 лет! За эти годы оркестр завоевал мировую известность и любовь своих слушателей. Было дано более 10000 концертов от Калининграда до Сахалина, от Мурманска до Сочи. Оркестр побывал практически во всех европейских странах, в ЮАР, несколько раз в Индии и Китае, выступал на джаз-фестивалях в США. Был единственным бигбэндом в мире, выступавшим в зале Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке (6 мая 2015 года. Концерт в ознаменование 70-летия Победы во Второй мировой войне).

В оркестре сегодня играют выдающиеся музыканты. Его солисты-импровизаторы представляют цвет российского джаза: саксофонист Иван Волков, барабанщик Владимир Журкин, трубачи Юрий Парфенов и Петр Востоков, тромбонист Максим Пеганов и многие другие.

В этом же, 2019 году, отмечает свое 75-летие художественный руководитель и главный дирижер оркестра — известнейший джазовый пианист и композитор, народный артист России Борис Фрумкин, внесший огромный вклад в создание нового репертуара оркестра и в его новый творческий взлет.

Мари Карне в начале своей певческой карьеры была одной из «восходящих звезд» в детском эстрадном театре песни «Шлягер». Она получила начальное музыкальное образование в детской музыкальной школе №89 им. А.П. Бородина. Когда Мари Карне исполнилось десять лет, она выступила в рамках известного детского телевизионного конкурса «Утренняя звезда» и одержала победу.

Кроме того, среди наград Мари Карне — Гран-при фестивалей «Одаренные дети», «Серебряный Эдельвейс» (Болгария), «Красота спасет мир», «Ритмы Москвы», «Кинотаврик» (Сочи) и других. Певица также приняла участие в различных конкурсах в качестве пианистки и заняла первое место на фестивале «Арам Хачатурян и его время».

Джазовый оркестр имени Олега Лундстрема и Мари Карне — Padam, Padam

Мари Карне окончила Государственный музыкальный колледж эстрадного и джазового искусства, отделение эстрадно-джазового пения. Она выступала в составе Российского государственного академического камерного «Вивальди-оркестра» и Государственного камерного оркестра джазовой музыки им. О. Лундстрема.

Джазовый оркестр имени Олега Лундстрема и Мари Карне — La Vie en rose

La Vie en rose («Жизнь в розовом цвете», «Жизнь сквозь розовые очки») — песня каталонца Луиги, ставшая визитной карточкой французской певицы Эдит Пиаф, которая написала к ней слова. Впервые исполнена в 1946 году.

Инструментальная версия в исполнении Луи Армстронга стала джазовым стандартом. Помимо Пиаф, песню исполняли Марлен Дитрих, Мирей Матьё, Патрисия Каас, Грейс Джонс, Донна Саммер, Игги Поп, Сара Монтьель, Дин Мартин, Леди Гага, Мадонна и многие другие популярные вокалисты. Она прозвучала во множестве фильмов — начиная с классических лент «Страх сцены» (1950), «Сабрина» (1954), «Касабланка — гнездо шпионов» (1963). В 1998 г. мелодия была занесена в зал славы премии «Грэмми».

Джазовый оркестр имени Олега Лундстрема и Мари Карне — Tico tico

«Tico-Tico no Fubá» португальское произношение: [ˈtikuiku ˈtʃiku nu fuˈba/] («воробей в кукурузной муке», или, буквально, «воробей с рыжеватым воротником в кукурузной муке») — это бразильская песня, написанная Zequinha de Abreu в 1917 году. Его оригинальное название было «Tico-Tico no farelo» («воробей на отрубях»), но у бразильского гитариста Americo Jacomino «Canhoto» была работа с таким же названием, из-за этого было дано современное название только в 1931 году, а после Aloysio де Оливейра написал оригинальный текст на португальском.

«Tico-tico» — всемирно известная песня, появившаяся в 1917 году. Автор — бразильский композитор Зекинья де Абреу. Эта мелодия в стиле шоро, которая изначально называлась «Tico-Tico no Farelo», была записана впервые Orquestra Colbaz в 1931 году, а затем именовалась «Tico-Tico no Fubá», в исполнении Ademilde Fonseca в 1942 году.

Это название и стало «классическим» для этой мелодии. В переводе с португальского, «tico-tico» означает «маленькая желтогрудая птица», вид воробья с рыжим воротником, который водится в Центральной и Южной Америке. А «fubá» переводится как «кукурузная мука». То есть название мелодии можно перевести как «воробей в кукурузной муке». Согласно первоначальному названию, ему было не менее хорошо в отрубях.

Джазовый оркестр имени Олега Лундстрема и Мари Карне — Mambo Italiano

«Мамбо Италиано» — песня, которой исполнилось вот уже более 55 лет. Боб Мерилл написал ее еще в 1954 году, взяв за основу итальянскую народную песню неизвестного автора. Первая запись песни, сделанная Розмари Клуни, в том же году попала в американский чарт, а в начале 1955 – в чарт британский. Автор слов по сей день остался неизвестным, чем и объясняется различие в текстах песни различными исполнителями – от незначительного до солидного (вплоть до прибавления целого куплета).

Практически в это же время записываются другие версии в исполнении Дина Мартина (которого намного чаще связывают теперь с «Мамбо», чем Клуни), Бетт Мидлер и в 1955 году в Великобритании в ним присоединяется еще и Алма Коган.

В исполнении Мартина «Мамбо» звучит с классической джазовой ленцой и неторопливостью, причем, что характерно, Мартин изменяет пол лирического героя (Клуни пела про девушку, а Мартин – про юношу), а вот исполнение Мидлер намного более трагично и надрывно, нежели даже у Клуни.

Джазовый оркестр имени Олега Лундстрема — Skin deep

Skin deep — композиция джазового барабанщика Луи Беллсона. Луи Беллсон, наряду с Джином Крупой и Бадди Ричем, входит в Великую тройку барабанщиков Эры свинга. Если Рич и Крупа были новаторами только стиля и техники, то Беллсон пошел дальше и разработал уникальную барабанную установку с двумя бас-барабанами, много времени посвятил композиторской деятельности, будучи от природы одаренным музыкантом. Многие его произведения и аранжировки стали классикой джаза. Некоторые критики отметили, что Беллсон вдохнул новое звучание в оркестр Эллингтона. Стоит также отметить, что номера «Skin Deep», «The Hawk Talks» и «Ting-A-Ling» стали неотъемлемой частью репертуара оркестра Дюка Эллингтона. Также Луи Беллсон является автором более десятка книг об искусстве игры на барабанах и перкуссии. Совместно со своим биографом он выпустил мемуары, названные, как и одна из композиций – «Skin Deep».

Михаил Соколов

Автор - Соколов Михаил Борисович, город Киров. Эколог, работаю в химической лаборатории областного природоохранного центра. Фото и видео, если не указано иное, сняты мною. При использовании фото в интернете обязательно указание авторства и активной ссылки на этот сайт. Условия использования в печатной продукции можете узнать, связавшись со мной одним из способов, указанных в разделе «Контакты». Для некоммерческих и бесплатных проектов обычно разрешаю безвозмездное использование фото.

Также может быть интересно...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *